??>

























 
НАША СТРАНИЧКА ВКонтакте
 
 
 

ПОСЛАНИЕ ГЛАВЫ ЧУВАШИИ М.В.ИГНАТЬЕВА
Государственному совету ЧР



Портал государственных услуг
Чувашской Республики




«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





















История

     Филармония… Это певучее слово в переводе с греческого означает «люблю гармонию». На просторах Чувашии оно начало звучать с 1936 года. Тогда филармонии – государственные учреждения по организации концертной жизни – начали создаваться во многих областях и национальных республиках Советского Союза. 3 сентября 1936 года  Управлением по делам искусств при Совете Народных Комиссаров Чувашской АССР был издан приказ о создании Чувашской государственной филармонии. Затем,  17 ноября вышло Постановление Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР, утвердившее данное решение. Тридцатые годы – тревожные и противоречивые – были, однако, музыкально насыщенными.   Выступал Чувашский государственный хор , ведущий свою историю с 1920 года. С 1932 года в Чебоксарах действовал симфонический оркестр .  Оба коллектива, особенно хор, были известны и за пределами республики.

Красная Чувашия. 10 июля 1936. Нам аплодировал Сталин.

 

В качестве одного из лучших хоровых коллективов  Государственный хор Чувашской АССР 7 июля участвовал в концерте в Кремле, организованном Всесоюзной комиссией по делам искусств при Совнаркоме СССР. Заместитель начальника управления по делам искусств при Совнаркоме Чувашской АССР Г.Я.Фастовский: «Мы переполнены радостью. На концерте в Кремле Чувашский государственный хор исполнил чувашские народные песни «Выйди замуж за Ивана», «Колхозное утро»,  свадебную «Кереке юрри». Тов. Сталин и его ближайшие соратники тепло встретили выступление нашего хора. Улыбка вождя зажгла радостным блеском глаза участников хора. 

 

 Яркие страницы в истории хора (в их числе и выступление в Кремле) связаны  с деятельностью руководителя коллектива  В.П.Воробьева.э

Красная Чувашия. 18 мая 1937. Иосиф Люблин. К высотам музыкальной культуры.

 

Незаметно, без рекламы и широковещательных афиш вступил в жизнь коллектив, которому суждено было сыграть значительную роль в жизни города и республики. В мае 1932 года впервые в Чебоксарах дано было первое сценическое выступление симфонического оркестра. Оркестр принял участие в Первой чувашской Олимпиаде искусств в июле 1932 года, затем вместе с хором выехал для проведения декады чувашского искусства в г.Горький, где с большим успехом выступал в городском театре, в Сормове, в Канавине, на Автозаводе. В течение трех последних сезонов оркестр обслуживал спектакли Чувашского академического театра. Большую роль в создании высокохудожественного музыкального оформление спектаклей сыграл бессменный руководитель оркестра С.И.Габер .

Созданная филармония объединила коллективы Чувашского государственного хора (преобразованного в 1939 году в Ансамбль песни и пляски),  симфонического и духового оркестров. Кроме того, при филармонии организовался струнный квартет молодых музыкантов - выпускников Чебоксарского музыкального техникума. Началось  формирование ансамбля гусляров. Открытие филармонии было торжественным. Спустя полвека газета «Советская Чувашия» так вспоминала об этом:

Первая афиша филармонии. Первый концерт в первом сезоне. Зал клуба строителей. Слева афиши обозначен состав хора, справа – оркестра. Крупно поданы фамилии дирижеров: Г.Благодатов, С.Габер, В.Воробьев, А.Ростиславин. Вступительное слово первого директора И.Люблина . На концерте исполнялись увертюра «Эгмонт» Бетховена, концерт для скрипки с оркестром Паганини, симфоническая картина «Туй» Люблина, сюита ленинградского композитора Тимофеева, хоры из опер Чайковского и другие произведения…

У директора Чувашской государственной филармонии И.В.Люблина были серьезные планы. Выпускник Московской консерватории - пианист, композитор, музыковед, с 1930 года работавший в Чувашии, он подходил к делу взвешенно и профессионально.


 Красная Чувашия. 11 ноября 1936 года. Иосиф Люблин. О задачах Чувашской государственной филармонии.

Чувашская государственная филармония создана для того, чтобы возглавить руководство концертной и эстрадной деятельностью в Чувашской Республике. До сих пор работа велась хаотически, от случая к случаю. Филармония должна наладить самостоятельную плановую концертную деятельность. Она будет давать не менее 4-5 концертов в месяц в течение зимнего сезона. Концерты «образовательного типа» для организованного слушателя, в частности для учащейся молодежи. Не менее важно развернуть серию концертов легкой, развлекательной музыки с включением эстрадных номеров, балета, отрывков из оперетты. Симфонический и духовой оркестры будут выступать в фойе кинотеатра и принимать участие в оформлении спектаклей чувашской и русской труппы. Многое из намеченного И.В.Люблину осуществить было не суждено. Грянул 1937 год, перевернувший судьбы миллионов людей в СССР. В том числе и судьбу Люблина. Однако начатое им дело продолжало жить. Хотя комфортной жизнь филармонии назвать было трудно.

Красная Чувашия. 6 октября 1938 года. Чувашская филармония в новом сезоне.

Положение дел на сегодняшний день вызывает серьезные опасения за выполнение намеченного плана. Подготовка к открытию сезона идет из рук вон плохо. Открытие сезона намечено на конец октября (в дни 20-летия ленинско-сталинского комсомола), а серьезных репетиций еще нет. Из-за отсутствия репетиционных площадок репетиции изо дня в день срываются. Оркестранты ходят без дела. Духовики проводят репетиции …в кабинете бухгалтера. Точно также пока еще нет определенной площадки для постановки самих концертов. Приглашенные артисты квартирами не обеспечены, некоторые уехали обратно.  Тем не менее, концертная и театральная жизнь в Чебоксарах не стояла на месте:  декады русской музыки и оборонные концерты с симфоническим оркестром и хором, песенные программы и танцевальные вечера с непременным участием духового оркестра.  Значительным событием культурной жизни республики стали обе постановки музыкальной комедии В.Кривоносова «Хаваслах»,  постановка двух актов оперы «Нарспи» В.Иванишина, в которых были заняты и хор, и симфонический оркестр, и солисты филармонии.   

Началась война. В октябре 1941 года на республиканском уровне было принято решение о приостановке деятельности учреждений культуры и искусства. Чувашская государственная филармония вновь начала свою работу с осени 1943 года. Артистов ждали везде и в первую очередь в воинских частях и госпиталях. Ансамбль песни и пляски был направлен для концертного обслуживания бойцов Калининского и Брянского фронтов. Благодарные отзывы о концертах появились на страницах фронтовых, армейских и дивизионных газет. Активно гастролировали артисты ансамбля и по районам республики, жителям которых, так же как и фронтовикам, нужна была эмоциональная поддержка.  В 1942 году дирижеру В.А.Ходяшеву   удалось собрать имеющиеся силы и начать репетиции симфонического оркестра. Коллектив был занят музыкальным оформлением драматических спектаклей.

Памятными для жителей Чувашии остались концерты Чувашского симфонического оркестра и в послевоенные годы: он выезжал в сельские районы, иногда давая полуночные концерты на токах, выступал в кинотеатре «Родина» перед началом сеансов и, традиционно, на летней эстраде в парке им.Крупской. Яркое впечатление у зрителей оставила литературно-музыкальная композиция «Пер Гюнт» , поставленная филармонией в 1958 году с участием оркестра.

В следующем, 1959 году, история оркестра как филармонического коллектива завершилась: он был передан в ведение основанного тогда Чувашского музыкального театра.


В 1948-1951 годах начался приток свежих  сил в коллектив Ансамбля песни и танца: в родные места  возвращались выпускники Чувашской оперной студии при Саратовской консерватории. Ансамбль рос творчески, пересматривая постановочные концепции своих программ.

Новую эпоху в жизни коллектива открыли пришедшие к руководству в 1976 году «три художника, три единомышленника» Ю.Васильев, А.Ангаров, Г.Егоров. Значимость этого коллектива для филармонии ее директор А.С.Сергеев определял так: «Ядро наше – Чувашский государственный ансамбль песни и танца, пропагандист чувашской музыки у нас в стране и за рубежом. Им успешно руководили в разные годы Ф.Лукин, Г.Лебедев, А.Орлов-Шузьм, Б.Резников». Ансамбль продолжал расширять границы гастрольных поездок Чувашской государственной филармонии, привлекая к национальному искусству взоры зрителей все новых городов, областей и республик СССР, зарубежных стран. На протяжении десятилетий история этого коллектива, ставшего  в 1993 году самостоятельной творческой организацией, тесно переплеталась с историей филармонии.      

Чувашская филармония всегда шагала в ногу со временем.  Запросы разных  возрастных и социальных слоев публики способствовали появлению  новых творческих коллективов: эстрадного ансамбля «Сеспель», фольклорно-эстрадного ансамбля «Сявал», ансамбля «Чаваш ен».   Одним из направлений работы филармонии всегда было просветительство. Сотни концертов-лекций и тематических концертов, десятки абонементов и циклических программ накапливались на счету артистов творческих групп «Волгари» и «Рондо».

60-80 годы ХХ века отличает интенсивная работа крупных концертных организаций страны. В Чувашию направлялись мощные гастрольные потоки: ансамбли песни и танца, народные хоры, отечественные и зарубежные исполнители академической музыки, эстрадные ансамбли. Только в 80-е годы республику посетили камерные и симфонические оркестры из Минска, Ульяновска, Львова, Куйбышева, Риги, Горького, Казани. 

Советская Чувашия. 16 октября 1985 года. Юбилейная афиша филармонии. 

Художественный руководитель Чувашской государственной филармонии Б.М.Горбунов: В новом сезоне надеемся порадовать слушателей фортепианными концертами лауреатов международных конкурсов из Москвы, Ленинграда, Латвии, Молдавии, Украины. Среди исполнителей будут и скрипачи, виолончелисты, баянисты, домристы, балалаечники…  Широко будет представлено вокальное искусство.

В ноябре 1944 года,  впервые за все время своего существования, филармония получила в свое распоряжение концертный зал на 350 мест в здании художественного училища. Следующим домом филармонии стало специально выстроенное для нее здание по улице  Гагарина, куда ее творческие коллективы вселились  в 1959 году (ныне – Русский драматический театр). Замечательной акустикой отличался концертный зал филармонии на 320 мест в особняке по улице  Урицкого, предоставленном филармонии в 1986 году (ныне – Театр кукол).  Через три года Чувашская государственная филармония переехала в соседнее  здание на той же улице (бывший Дом политпросвещения).  Сейчас это Президентский бульвар, 9. Расположенное в центре столицы Чувашской Республики, хорошо обозреваемое здание филармонии  знают все. Согласно положению Указа Президента ЧР Н.В.Федорова «О дополнительных мерах по поддержке культуры в Чувашской Республике»,  после реконструкции это здание станет красивее и удобнее для жизни творческого коллектива, который, оглядываясь на свою 70-летнюю историю, полон творческих планов.