??>

























 
НАША СТРАНИЧКА ВКонтакте
 
 
 

ПОСЛАНИЕ ГЛАВЫ ЧУВАШИИ М.В.ИГНАТЬЕВА
Государственному совету ЧР



Портал государственных услуг
Чувашской Республики




«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930























         25 марта 2010 года на сцене Чувашской государственной филармонии состоится премьера нового проекта «Авалхи сас». Этот замысел, призванный возродить старинные чувашские народные инструменты, уже привлек к себе внимание общественности и прессы. Создателям проекта удалось получить грант Президента Чувашской Республики на постановку в размере 2 млн. рублей. Вот что пишет о новом проекте корреспондент газеты «Чебоксарские новости» Наталия Титова:

 

Создатели мюзикла «Нарспи», с аншлагом идущего в Чувашской филармонии, готовят новый оригинальный проект – музыкально-театрализованное действо «Авалхи сас». Главную «партию» в шоу сыграют чувашские гусли, скрипки, волынка (пузырь), барабаны и другие национальные инструменты, сделанные по лекалам с их древних оригиналов.

Проект не имеет ничего общего с приевшимися зрителю лубочными ансамблями народных инструментов и хороводами девушек в тухьях и монистах.

- Это будет современная фантазия о жизни древних чуваш, - подчеркивает автор проекта и художественный руководитель филармонии Валентина Салихова.

Музыка тоже «новорожденная». Композитор Николай Казаков взял из «седой старины» лишь «генетические» аккорды чуваш. Идею создать национальную программу в столь необычном ракурсе композитор и директор этого культурного учреждения вынашивал много лет. Творческий полет мысли сформировался в реальный проект с конкретной бухгалтерской сметой лишь недавно. И сразу получил грант Президента Чувашии – 2 млн. рублей. Почти половина этих средств пошла на приобретение музыкальных инструментов.

- Первоначально я планировал, что вся музыка будет исполняться исключительно на подлинных чувашских домрах, пузырях, жалейках и свистульках. Но, заявляя о проекте, и не подозревал, как сложно будет найти вековые раритеты, - признается Николай Нилович. Во-первых, многие инструменты из музейных экспозиций на поверку оказались первоклассной… бутафорией – звуков не издавали. Во-вторых, розыски в сельской глубинке среди музыкантов-любителей и умельцев тоже почти ничего не дали. Музыкальные инструменты той эпохи, увы, утрачены. Да и древние секреты их изготовления практически забыты. А те крохи, которые Казакову удалось «раскопать», оказались непригодными по «техническим» причинам.

- Старые инструменты звуки издают слабые. Слишком слабые для большой сцены. Да и рассчитаны они на несколько простейших аккордов, сыграть современную музыку на них порой физически невозможно, - говорит Казаков. В правдивости своего неутешительного открытия композитор убедился на одном из музыкальных конкурсов волынщиков в Йошкар-Оле.

- Победитель конкурса играл всего две минуты. Эти минуты выкачали из него все силы. Играть на старинной волынке очень сложно. Во влажном помещении она вообще может закапризничать и не издать ни звука. То же самое происходит с камышовой флейтой. Большой концерт на них не сыграешь. Я понял, что для моего проекта «подлинная старина» не подойдет,  необходимы точные копии древних чувашских инструментов, но сделанные из современных материалов и по новейшим технологиям, - рассказывает о своих поисках Николай Нилович.

Однако найти в Чувашии мастеров, которые смогли бы справиться с этой непростой задачей, оказалось не так-то просто. По словам Казакова, таковых в республике человек пять. Но договориться с ними, увы, не удалось. Одни ремесленники ушли на покой, других не устроила цена вопроса. К примеру, один из чебоксарских мастеров запросил за сделанную им домру 500 тысяч рублей. Были и такие, кто искренне считал, что еще не создал свое лучшее творение.

- В Вурнарах есть мастер Владимир Михайлов. Делает из пузыря – шăпăр, - приводит пример Казаков. – Недавно приезжал, признался, что инструмент получается «не тот». Говорит, что натуральный материал – бычий пузырь, который он взял на мясокомбинате для работы, с «изъяном». Мол, виной тому электрический разряд, которым забивают скот.

Решить чувашский музыкальный вопрос авторам проекта «Авалхи сас» помогли в Москве, в Российской академии музыки имени Гнесиных. Столичные специалисты окончательно убедили, что затея с подлинниками едва ли осуществима, тем более со столь ограниченным бюджетом. И посоветовали обратиться в российский союз мастеров, чьи золотые руки создали инструменты для многих национальных коллективов страны. Взялись они и за чувашский заказ. На днях в Чебоксары поступит очередная партия инструментов. Внешне они – точная копия древних аналогов, но «сшиты» на новый лад.

- В старину струны на гуслях чуваши делали из жил. На наших будут из металлического сплава. Из-за этого мастерам пришлось поменять всю технологию- иначе юы дерево под натяжением металла согнулось, - поясняет Казаков.

Пришлось москвичам переделать и чувашскую скрипку характерной прямоугольной формы: на рисунках этнографов она изображена так, что музыкант, играя на одной струне, волей-неволей задевая бы вторую.

Впрочем, кое-что создатели проекта позаимствовали у ансамбля «Сявал»: барабаны, жалейку и свистульки. Вместе с музыкантами. В шоу будут также задействованы скрипачки из камерного оркестра и другие творческие коллективы филармонии.

Словом, публику ожидает уникальный музыкальный эксперимент. И весьма зрелищный. Фантазией Валентины Салиховой на сцене смешаются древние легенды чуваш, современная пластика и элементы карнавала.

- В шоу будут большие яркие маски – семь языческих богов зла, - приоткрыла одну из сюжетных интриг Салихова. – Делают их молодые художницы чебоксарского «Театра моды».

Другие детали своего проекта авторы пока хранят в секрете. Премьера шоу ожидается в марте будущего года.