??>

























 
НАША СТРАНИЧКА ВКонтакте
 
 
 

ПОСЛАНИЕ ГЛАВЫ ЧУВАШИИ М.В.ИГНАТЬЕВА
Государственному совету ЧР



Портал государственных услуг
Чувашской Республики




«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031























         25 марта 2010 года на сцене Чувашской государственной филармонии состоится премьера нового проекта «Авалхи сас». Этот замысел, призванный возродить старинные чувашские народные инструменты, уже привлек к себе внимание общественности и прессы. Создателям проекта удалось получить грант Президента Чувашской Республики на постановку в размере 2 млн. рублей. Вот что пишет о новом проекте корреспондент газеты «Чебоксарские новости» Наталия Титова:

 

Создатели мюзикла «Нарспи», с аншлагом идущего в Чувашской филармонии, готовят новый оригинальный проект – музыкально-театрализованное действо «Авалхи сас». Главную «партию» в шоу сыграют чувашские гусли, скрипки, волынка (пузырь), барабаны и другие национальные инструменты, сделанные по лекалам с их древних оригиналов.

Проект не имеет ничего общего с приевшимися зрителю лубочными ансамблями народных инструментов и хороводами девушек в тухьях и монистах.

- Это будет современная фантазия о жизни древних чуваш, - подчеркивает автор проекта и художественный руководитель филармонии Валентина Салихова.

Музыка тоже «новорожденная». Композитор Николай Казаков взял из «седой старины» лишь «генетические» аккорды чуваш. Идею создать национальную программу в столь необычном ракурсе композитор и директор этого культурного учреждения вынашивал много лет. Творческий полет мысли сформировался в реальный проект с конкретной бухгалтерской сметой лишь недавно. И сразу получил грант Президента Чувашии – 2 млн. рублей. Почти половина этих средств пошла на приобретение музыкальных инструментов.

- Первоначально я планировал, что вся музыка будет исполняться исключительно на подлинных чувашских домрах, пузырях, жалейках и свистульках. Но, заявляя о проекте, и не подозревал, как сложно будет найти вековые раритеты, - признается Николай Нилович. Во-первых, многие инструменты из музейных экспозиций на поверку оказались первоклассной… бутафорией – звуков не издавали. Во-вторых, розыски в сельской глубинке среди музыкантов-любителей и умельцев тоже почти ничего не дали. Музыкальные инструменты той эпохи, увы, утрачены. Да и древние секреты их изготовления практически забыты. А те крохи, которые Казакову удалось «раскопать», оказались непригодными по «техническим» причинам.

- Старые инструменты звуки издают слабые. Слишком слабые для большой сцены. Да и рассчитаны они на несколько простейших аккордов, сыграть современную музыку на них порой физически невозможно, - говорит Казаков. В правдивости своего неутешительного открытия композитор убедился на одном из музыкальных конкурсов волынщиков в Йошкар-Оле.

- Победитель конкурса играл всего две минуты. Эти минуты выкачали из него все силы. Играть на старинной волынке очень сложно. Во влажном помещении она вообще может закапризничать и не издать ни звука. То же самое происходит с камышовой флейтой. Большой концерт на них не сыграешь. Я понял, что для моего проекта «подлинная старина» не подойдет,  необходимы точные копии древних чувашских инструментов, но сделанные из современных материалов и по новейшим технологиям, - рассказывает о своих поисках Николай Нилович.

Однако найти в Чувашии мастеров, которые смогли бы справиться с этой непростой задачей, оказалось не так-то просто. По словам Казакова, таковых в республике человек пять. Но договориться с ними, увы, не удалось. Одни ремесленники ушли на покой, других не устроила цена вопроса. К примеру, один из чебоксарских мастеров запросил за сделанную им домру 500 тысяч рублей. Были и такие, кто искренне считал, что еще не создал свое лучшее творение.

- В Вурнарах есть мастер Владимир Михайлов. Делает из пузыря – шăпăр, - приводит пример Казаков. – Недавно приезжал, признался, что инструмент получается «не тот». Говорит, что натуральный материал – бычий пузырь, который он взял на мясокомбинате для работы, с «изъяном». Мол, виной тому электрический разряд, которым забивают скот.

Решить чувашский музыкальный вопрос авторам проекта «Авалхи сас» помогли в Москве, в Российской академии музыки имени Гнесиных. Столичные специалисты окончательно убедили, что затея с подлинниками едва ли осуществима, тем более со столь ограниченным бюджетом. И посоветовали обратиться в российский союз мастеров, чьи золотые руки создали инструменты для многих национальных коллективов страны. Взялись они и за чувашский заказ. На днях в Чебоксары поступит очередная партия инструментов. Внешне они – точная копия древних аналогов, но «сшиты» на новый лад.

- В старину струны на гуслях чуваши делали из жил. На наших будут из металлического сплава. Из-за этого мастерам пришлось поменять всю технологию- иначе юы дерево под натяжением металла согнулось, - поясняет Казаков.

Пришлось москвичам переделать и чувашскую скрипку характерной прямоугольной формы: на рисунках этнографов она изображена так, что музыкант, играя на одной струне, волей-неволей задевая бы вторую.

Впрочем, кое-что создатели проекта позаимствовали у ансамбля «Сявал»: барабаны, жалейку и свистульки. Вместе с музыкантами. В шоу будут также задействованы скрипачки из камерного оркестра и другие творческие коллективы филармонии.

Словом, публику ожидает уникальный музыкальный эксперимент. И весьма зрелищный. Фантазией Валентины Салиховой на сцене смешаются древние легенды чуваш, современная пластика и элементы карнавала.

- В шоу будут большие яркие маски – семь языческих богов зла, - приоткрыла одну из сюжетных интриг Салихова. – Делают их молодые художницы чебоксарского «Театра моды».

Другие детали своего проекта авторы пока хранят в секрете. Премьера шоу ожидается в марте будущего года.