Портал государственных услуг
Чувашской Республики


«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930








...

Главная » 2018 » Июнь » 16 » А вот Жоре он просто вложил в руки скрипку
23:48
А вот Жоре он просто вложил в руки скрипку

         

  Она пела так смятенно, так надрывно и безутешно, будто звала куда-то. Ее голос был настолько неистощим и всеохватен, что в его массе можно было запросто утонуть, провалившись сквозь толщу двойных нот и захлебнувшись полнотой тембра, изяществом штриха, силой эмоционального посыла. На ум пришли поэтические строки Федерико Гарсиа Лорки: «...О, не жди от нее молчанья, не проси у нее молчанья!.. Как вода по каналам – плачет, как ветра над снегами – плачет, не моли ее о молчанье! Так плачет закат о рассвете, так плачет стрела без цели, так песок раскаленный плачет о прохладной красе камелий. Так прощается с жизнью птица под угрозой змеиного жала...» И хотя они посвящены гитаре, сегодня показалось, будто поэт написал их именно о скрипке. О скрипке Георгия Степанова.

       

  Скрипка Георгия Степанова... Устоявшееся выражение, где слова – в неразрывном сцеплении, словно ветви одного дерева. Очевидно, так было с самого рождения музыканта, заведомо пришедшего на нашу землю для того, чтобы разбудить ее ото сна будничной серости, посредственности и скукоты своими золотыми тремоло. Да-да, кого-то Господь целует в темечко, даруя ему талант писателя, композитора или живописца, а вот Жоре (так звали солиста друзья) он просто вложил в руки скрипку, смычок и шепнул на ушко: «Играй!..» А иначе, откуда столько внутреннего порыва, непередаваемого и дюжиной эпитетов, дерзновенной веры в себя, почти паганиниевской одержимости, одухотворенного бесстрашия перед самыми крутыми пассажами, титанической силы духа, помогающей пропускать сквозь себя нелегкие музыкальные жизни, и нескончаемого вдохновения, льющегося, словно из рога изобилия?

       

  Первый в истории скрипичной Чувашии лауреат Всероссийского и дипломант Всесоюзного конкурсов. Незаурядный солист симфонического оркестра Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля и Чувашской государственной филармонии. Заслуженный деятель искусств Чувашии. В это трудно поверить, но в 2018 году исполнилось ровно 20 лет с тех горьких пор, как скрипка Жоры замолчала навсегда. Замолчала, сохранив в протоках струн и устье грифа память о пальцах своего властелина, тепло и могучесть их прикосновений, проникновенность и горячность жеста. Впрочем, вечер памяти – это всегда возможность перемотать ленту судьбы на несколько километров назад, заставив стрелку часов бежать в обратном направлении.

       

  Встреча 7 июня в зале Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова началась и закончилась голосом той самой скрипки. Камерный оркестр Чувашии, которому Георгий Степанов около десятка лет отдавал себя как дирижер и исполнитель, навестили его друзья. Когда-то они, еще юные, «невменяемые» от обрушившихся на них музыкальных впечатлений ребята, делили с ним счастливое студенчество в Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова и первые триумфы на сценических площадках родной республики, а теперь слывут авторитетными педагогами и солистами «нарасхват».

        

  Народный артист Татарстана Николай Лаптев (альт) с дочерью Анастасией Лаптевой (скрипка), заслуженный артист Татарстана Василий Шипов (контрабас) и заслуженный артист России, народный артист Чувашии Юрий Трепов (фортепиано) преподнесли в дар памяти маэстро сочинения бессмертных, как сама эта память, И.С. Баха, В.А. Моцарта и П. Чайковского. Словно печальные вздохи вечности, от которых ненавязчиво щекочет в носу, и краснеют глаза – записанные на видеокамеру высказывания заслуженного артиста России и Армении Левона Амбарцумяна и заслуженного артиста Татарстана Ильсура Айнатуллова, которые не смогли сегодня присутствовать в зале, но непременно хотели вспомнить Жору своими словами. А еще тихая и светлая, точно пламя свечи, речь супруги музыканта, талантливой скрипачки и ведущей Ольги Ханай, концертные записи и страницы из личного фотоальбома на экране.

       

  По традиции не обошлось без знакомства с опусами малоизвестных широкой публике композиторов Э. Элгара, Дж. Боттезини, К.Д. фон Диттерсдорфа и Н. Цфасмана. Однако гораздо важнее было то, что после своих выступлений каждый из гостей подходил к микрофону и подрагивающим от волнения голосом рассказывал какой-нибудь курьезный и трогательный случай из прошлого, приключившийся с ним и Жорой на сцене, за кулисами или на гастролях; что оркестранты смотрели в ноты сквозь слезы, будь то нарядная Серенада для струнного оркестра незаменимого Петра Ильича, вдумчивый баховский Концерт фа-минор для клавира или моцартовская Концертная симфония для скрипки и альта; что на протяжении всего вечера звучала та самая скрипка. Терзая слух подобно ястребу, раня воображение и разбивая человеческое сознание на миллиарды осколков. «...О, не жди от нее молчанья, не проси у нее молчанья!..» Скрипка Георгия Степанова.

                                                                                                 Мария МИТИНА

Просмотров: 149 | Добавил: ленка | Теги: камерный оркестр, Чувашская филармония, Жора Степанов, Концерты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]