Портал государственных услуг
Чувашской Республики


«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031








...

Главная » 2017 » Май » 22 » Если бы ангелы спустились на землю
16:16
Если бы ангелы спустились на землю

Если и есть на свете музыкальный инструмент, способный в одном своем звуке объять небо и землю, то это, несомненно, он. Услышав его, словно попадаешь в древнюю крепость, завораживающую неприступной мощью стен, воздвигнутых чьей-то всесильной рукой. «А песнь, меж тем, стремится ввысь, под своды, я слушаю чудесный тот напев. Певец-маэстро дарит гимн свободы, струну души до глубины задев...» Когда орган и голос встречаются на одном поле, происходит нечто невероятное. Это как если бы ангелы спустились на землю.

Вот такие необычные ощущения ждали зрителей Чувашской государственной филармонии на концерте 18 мая, прошедшем при поддержке директора НПО «Экология» Сергея Лебедева в рамках проекта «Экология души», на днях стартовавшего в Чебоксарах. В гости к Камерному оркестру Чувашии пожаловали двое – певица Надя Шмаленберг (Германия) и органист Арсений Ушков (Йошкар-Ола). Это была, пожалуй, самая непредсказуемая встреча из всех в нынешнем сезоне.

 

У кого-то бежали мурашки, кто-то недоуменно пожимал плечами. Еще бы, нечасто на отечественной сцене услышишь настоящее барочное пение. Суховатый, неброский, будто выточенный из редких горных пород голос Нади Шмаленберг входил в оркестровую «мякоть» подобно лезвию кинжала. Какая непривычная русскому уху собранность, до чего филигранное владение дыханием и атакой звука. Эмоции же были, только не на показ, а внутри, пытаясь прошмыгнуть сквозь частокол столь облюбованных немцами согласных. Гласные, наоборот, попадались так редко, что, поймав одну, приходилось растягивать ее на несколько тактов.

Несмотря на то, что вокальная партия «накрапывала» короткими черточками и точками, словно нанесенными остро заточенным карандашом, звуковой рисунок рождался на удивление цельным, где каждая динамическая «вилочка» или цезура на своем месте. Во многом помогал руководитель оркестра Сергей Григорьев, радушно принявший в круг скрипок, альтов, виолончелей и контрабаса женский голос, да еще и «с изюминкой».

 

Арсений Ушков воспитал своего «подопечного» настоящим артистом, которому подвластна любая роль. В Сюите для органа с оркестром О. Респиги он то подражал священным трубам херувимов, создавая вокруг себя божественный ореол, то разъяренно метал громы аккордов и молнии арпеджио, то шкодливо прятался за спинами-деками скрипок, а затем проворно выскакивал из засады, требуя крупных планов. После разгоряченной, действенной I части пришло время тайных дум и откровенных разговоров. Солист важно задавал вопрос, брал поистине мхатовскую паузу и деликатно ждал ответа. В Финале, воссиявшем подобно нимбу над головой Христа, сомнений не осталось: орган – действительно король, с достоинством несущий свою корону.

«Разделавшись» с шестью частями Кончерто гроссо «Рождественская ночь» А. Корелли, музыканты продолжили барочную тему в Кантате И.С. Баха № 202 «Свадебная». Поначалу сопрано Нади Шмаленберг казалось не более чем составляющей оркестра, удачно вписываясь в обстановку наравне с другими инструментами. Но каким тембровым чутьем должна обладать певица, чтобы среди струн и смычков чувствовать себя своей. Возможно, это даже труднее, чем громко солировать «на передовой», что, кстати, она тоже умеет. Мотет «Ликуйте и радуйтесь» В.А. Моцарта, охваченный сладостным предвкушением чего-то светлого, был спет ею в игривом романтическом настроении, и даже цепи речитативов не могли обуздать этот внезапный душевный порыв.

                                                                                                   Мария Митина

Просмотров: 261 | Добавил: ленка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]