Портал государственных услуг
Чувашской Республики


«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031








...

Главная » 2014 » Май » 14 » Если хочется говорить бесконечно
11:51
Если хочется говорить бесконечно

Минимум средств. Лишь несколько деревянных конструкций, задник из чёрного глянца и свет. Именно он выступает доминантой в сценографии спектакля. Высокие кусты зелёных лучей, дымчатые и переливающиеся, подражают дремучему лесу, укрывающему под своими ветвистыми сводами юных влюблённых. Серебристые шпаги, пронзающие пространство, ранят в самое сердце подобно беснующейся молнии. Чистейшая желтизна имитирует восход солнца. А красные вспышки? Быть может, это гнев языческих богов, сурово вершащих судьбы? Мюзикл «Нарспи», ставший гордостью не только Чувашской государственной филармонии, но и всей республики, известный далеко за её пределами и выдержавший не один аншлаг, вновь взбудоражил сердца 12 мая. С памятной премьеры прошло около семи лет, и, кажется, все слова уже давно сказаны. Но...

Музыка заслуженного деятеля искусств Чувашии, лауреата Государственной премии России и Чувашии, композитора Николая Казакова, купающаяся в облаке фраз либреттиста Бориса Чиндыкова – это концентрированный раствор линий, оттенков и пятен. Темы влюблённых похожи на меланхоличных лебедей, покачивающихся на прозрачных волнах невесомой фактуры. Томные напевы, орошённые перезвоном монист и поначалу робко замирающие на месте, вдруг взмывают ввысь, захватывая аршинные диапазоны и расправляя крылья. Но не всё так радужно, и порой в оркестровом сопровождении угадывается тяжёлая поступь траурного марша. Тем более символично звучит лейтмотив рока, стрелой пронзающий увертюру и вторгающийся в узловые моменты спектакля. Вокальные партии родителей Нарспи в исполнении заслуженной артистки Чувашии Маргариты Финогентовой и лауреата международных конкурсов Константина Москалёва угловаты и больше похожи на речитатив с изобилием резких, неказистых скачков и диссонирующих гармоний. Не менее интересен музыкальный «окрас» Тхтамана, обескураживающий горькой смесью джаза и шансона. Выезжая на телеге в окружении своей «банды», герой Константина Ефремова напоминает царя Ирода из рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда».

Образ Предсказателя в воплощении Анатолия Данилова, напротив, статичен и ассоциируется с языческим богом Тура. Его устрашающий силуэт вырастает в бездонном дупле ночного мрака подобно угрожающему призраку. Монотонная речь героя, лишённая эмоциональных всплесков, облачена в сплошной, пугающий аскетизм. Напряжение драматургических виражей снимают «выпады» Свахи Натальи Головиной, а также массовые сцены ансамбля «Сявал» и шоу-балета «Nota «G». Плясовые, игровые, свадебные песни и наигрыши, представленные в красочной аранжировке Валерия Игнатьева и Александра Белоусова, броско и рельефно «лепят» картину деревни Сильби. Пряный «говорок» национальных инструментов и синкопированные ритмы, задающие энергичный тон сценам гуляний, заставляют слушателей всецело подчиниться эмоциональной силе чувашских мелодий. Однако хор не только веселится или веселит. На протяжении всего спектакля он комментирует действие, словно в античной трагедии. Достаточно вспомнить его отрешённые унисоны, пропитанные интонациями древних обрядовых заклинаний. Обнажённые торсы мужчин подчеркивают звериную сущность беснующейся толпы, иступлёно бьющей в бубны и ударяющей о землю ритуальным посохом. Сцену сковывает покосившийся плетень, намекающий то на стволы деревьев, то на решётку темницы, то на кривые заострённые копья.

Костюмы заслуженного художника Чувашии, лауреата Государственной премии Чувашии Валентина Фёдорова завораживают уникальным симбиозом диковинной, почти музейной архаики и кричащей повседневности: джинсы, платья, футболки, шарфы и гетры буквально кишат национальными узорами. Традиционные лапти сменяют кроссовки, кеды и гриндерсы. Не менее остроумно «сделаны» женские головные уборы, будь то тухъя или хушпу. Все они похожи на высокие вазы, усеянные ослепительными блёстками и увешанные разноцветными пампушками. Итак, с памятной премьеры прошло около семи лет. Но... о лучшем хочется говорить бесконечно. На нынешнем показе «Нарспи» побывал Министр культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии Вадим Ефимов. После спектакля он пригласил публику насладиться киноверсией мюзикла, а также наградил Благодарностями Главы Чувашии Александру Казакову и Константина Ефремова, исполнивших партии Нарспи и Тхтамана. Когда занавес махнул своим прощальным крылом, кто-то из зрителей печально вздохнул: «Я впервые пожалел о том, что не знаю чувашского языка...»            

                                                                                                                                                                                                                       Мария Митина

Просмотров: 677 | Добавил: ленка | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]