Портал государственных услуг
Чувашской Республики


«  Июнь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930








...

Главная » 2016 » Июнь » 2 » Из Англии в Испанию с человеком-ансамблем
10:30
Из Англии в Испанию с человеком-ансамблем

Ни эффектных тутти, ни высокопарных кадансов. Только тишина, дрожащая, словно бабочка, на кончике дирижерской палочки Сергея Григорьева... 26 мая Камерный оркестр Чувашии завершил свой 26-й сезон. Всякий раз на концертах этого коллектива мы не перестаем удивляться, как много в мире музыки, о существовании которой мы даже не подозреваем. Например, знали ли вы, что на пересечении XIX и XX веков жил в Великобритании композитор Питер Уорлок, создавший довольно занятную по замыслу и содержанию Каприоль-сюиту?

Каждая из шести маленьких, но невероятно колоритных частей в духе средневековых баллад красноречиво описывает жизнь и быт англичан. Одна за другой перед глазами мелькают цветастые картины. Вот мы попадаем на дворцовый бал, где дамы и господа чинно отвешивают друг другу реверансы и поклоны, подчеркнутые в музыке нарочитыми маркато, когда к каждой ноте словно подвешена гиря (I часть). На смену светскому приему приходит умиротворенная молитва в костеле, заставляющая забыть о мирских утехах и суете (II часть). Далее – снова веселье. Здесь и грациозный танец с задорным пиццикато-хихиканьем скрипок (III часть), и бравые скачки на лошадях (IV часть), и тихие посиделки у камина в канун Рождества (V часть). В финале цикла слушатели оказываются на широкой городской площади, где развернулся шумный народный праздник с участием бродячих актеров и деревенского оркестра с его бурдонными басами (VI часть).   

Из величавой Англии мы перенеслись в пеструю, опаленную солнцем и овитую виноградной лозой Испанию. Пьеса Хоакина Турины с поэтичным, достойным стихов великого Гарсиа Лорки названием «Молитва тореро» – подлинное откровение воина. Островки лирических торможений, когда время будто замедляет ход, чередуются с экспрессивными ускорениями-всплесками. Темпераментное соло скрипок подобно образу прекрасной возлюбленной, возникающему в мыслях героя перед роковым боем. Сумрачные арии виолончелей напоминают канте хондо – настолько глубоки их низкие, холеные голоса. Совсем как в «Испанской серенаде» Хоакина Малатса, где на волнах воображаемых гитарных переборов лениво покачивается печальная мелодия.  

Одним словом, гитара на сцене еще не появилась, но ее мятежный, неугомонный дух нетерпеливо метался в воздухе. Так что главного героя вечера Константина Окуджаву публика встретила уже «разогретой». Выпускника Российской академии музыки им. Гнесиных, многократного победителя престижных фестивалей и конкурсов, одного из самых востребованных гитаристов современности можно по праву назвать человеком-ансамблем. Зрители недоумевали: как эти десять, всего лишь десять тонких пальцев умудряются справляться сразу со столькими исполнительскими задачами? Нежно лаская податливые струны своей музыкальной подруги, солист искусно ткал звуковое полотно. Мелодии, точно пряди шелковых нитей, послушно прилаживались друг к другу. Несмотря на изобилие пластов и наслоений, фактура была сравнима с прозрачным озером, в котором ясно видно все до самого мелкого камешка на дне.

Путешествие по Испании продолжилось в пьесе Хоакина Родриго «Сапатеадо», в фантазии Херардо Нуньеса на тему фламенко (казалось, мы даже слышали удары каблуков об деревянный пол, цоканье кастаньет и энергичные хлопки) и в концерте для гитары с оркестром «Мудехар» Антона Гарсиа Абриля. После безмятежного отдыха в сиесту (II часть), когда на улицах ни души и только легкий ветерок расчесывает пальмовые ветви, налетела настоящая ритмическая буря с бойкими смещениями акцентов и темповыми перебивками (III часть).

Не менее впечатлили миниатюры Агустина Барриоса «Последнее тремоло» и «Вечерний шоро», а также два танго Роланда Диенса и Августина Барди. Изюминкой программы стал опус Карлоса Сантана «Европа», где к замысловатой нотной партитуре добавилась еще и шумовая. В какой-то момент даже почудилось, что на сцене «орудует» невидимая группа ударных. И хотя гитару принято считать камерным инструментом, не умеющим говорить громко, сегодня она, бесспорно, наполнила своим голосом всю вселенную.

                         Мария Митина

Просмотров: 399 | Добавил: ленка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]