Портал государственных услуг
Чувашской Республики


«  Апрель 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930








...

Главная » 2015 » Апрель » 27 » Когда отгрохотали взрывы
07:58
Когда отгрохотали взрывы

О войне сказано немало. Её горячее, встревоженное сердце бьётся на бумаге и холсте, в камне и металле, на кинолентах и в радиоволнах. Исполнители Камерного оркестра Чувашии думают о войне по-своему. Для них это музыка. Легато плача, какофония взрывов и крещендо самолётного гула. Срывающимся от отчаяния и переходящим на визг голосом ноют скрипки и альты. Низко, сдавленно и сердито бормочут виолончели и насупившийся, не терпящий суеты контрабас. Как никогда сосредоточен и скуп на эмоции дирижёрский жест Сергея Григорьева. Кажется, в этом немногочисленном, но тем более пронзительном инструментальном хоре собрана вся боль нашего мира. 25 апреля музыканты играли в честь 70-летия Великой Победы. В программе – сочинения композиторов разных стран, стилей и жанров, ведь у скорби нет ни оттенков, ни национальностей, ни временных границ.    

 

«Но тут в наш дом война, как вор, вломилась. Она тебя с собою унесла...» Концерт-реквием, как дань памяти всем, кто отверг своё право на счастье, бросил сердце на откуп судьбе и навсегда похоронил его в пыльных окопах. Кто омыл кровью, слезами и потом всю нашу землю вдоль и поперёк. И в то же время – концерт-апофеоз, торжество жизни, несмотря ни на что... Восьмой квартет, посвящённый Дмитрием Шостаковичем жертвам фашизма, в версии для струнного оркестра звучит ещё более проникновенно и лихорадочно, словно в предсмертной агонии. Протестуя, упорно пытаясь выпутаться из паутины страха и до последнего не желая верить в рок, шквалом безумия и ужаса несутся знакомые темы. На воображаемом поле разворачивается настоящая бойня, кровопролитная, с поистине симфонической мощью. Ноты то рвутся на передовую, то в панике пятятся назад. В уме мечутся строки эстонского поэта Владимира Бээкмана. В его трагической поэме «И нет конца пути» повествование ведётся от имени сына, потерявшего на фронте отца. Это как письмо в прошлое, горькая оглядка назад. «Я с отчаяньем думал, ну, разве возможно, что он не придёт, что его уже нет? А ведь он был умелым и был осторожным, но нет, не отступится ржавая смерть...»  

Рывок, второй, третий, и вдруг всё закончилось, оборвалось, будто волос на смычке. Оцепенелое Адажио из Струнного квартета американца Сэмюэля Барбера, тянущееся одним гнетущим, мучительным выдохом, снизошло как жуткое, опустошённое, леденящее послесловие. Когда отгрохотали взрывы, присмирели пулемёты и танки замедлили ход, наступила минута молчания. «Этот день никогда не забудется, нет. Бог войны обошёлся нам дорого. Сколько жертв! Не хватило больничных карет. Было некогда ждать их из города...»

Будто миллионы ветров стонут над землёй, ставшей одной братской могилой. Щемящая Ария из «Страстей по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха, льющаяся матовым меццо-сопрано заслуженной артистки Чувашии Маргариты Финогентовой, и Маленькая месса Вольфганга Амадея Моцарта в исполнении заслуженной артистки Чувашии Светланы Ефремовой, лауреатов международных конкурсов Татьяны Тойбахтиной, Сергея Кузнецова и Константина Москалёва, прозвучали как тихий молебен.

«Мужества долгу бестрепетно следуя, ты обещал мне, что буря пройдёт. Ты обещал мне вернуться с победою, вот только даты не знал наперёд. Сила твоя далека от свершения, вся ли исчерпана сила твоя? С поля далёкого, с поля сражения ты не вернулся в родные края. Если б тебя я не ждал... Но заждался я. Ждал, что вернёшься. А где-то в снегах, в зимней степи, в снегопадах остался ты. Что ж ты домой не пришёл на руках?! Нет, не приполз, нет, не смог возвратиться. Жжёт мою душу большая беда, и потянулись года и года: разум бы с этим сумел примириться, только не сердце – оно никогда!..»

Мария Митина

Просмотров: 504 | Добавил: ленка | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]