Портал государственных услуг
Чувашской Республики


«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031








...

Главная » 2018 » Январь » 29 » Люцифер. Рыцарь. Шумахер. Алексей Балашов
11:57
Люцифер. Рыцарь. Шумахер. Алексей Балашов

       

  Он появился из-за кулис, точно рыцарь Грааля спустился с небес на нашу черную землю. Глаза лучились, словно солнце сквозь январскую мглу, и от этого света весь его облик казался еще более нереальным. Даже музыкальный инструмент, крепко сжатый в руке, поначалу представился не чем иным, как священным мечом. Вот сейчас он взмахнет им и подчинит себе судьбу, навсегда избавив человечество от ее жестоких превратностей... Пьяццолла, танго «Забвение». Сколько экспрессии, соблазна и дерзости источает каждая фраза, сколько роковых тайн скрыто в туманной, клубящейся мелизмами теме. Не иначе как саксофон, брутальный и властный, затянул свою песню, обдающую нас жаром свободы и страсти.

  Однако. Длинное туловище с худой шейкой-тростью, «обернутое» в серебристую кольчугу из клавиш и клапанов, миниатюрный носик-раструб... А мы и не подозревали, что гобой, всегда такой ранимый, сентиментальный и мечтательный, способен на что-либо подобное! Хотя, чему удивляться? Если за дело берется Алексей Балашов, все невозможное сразу становится возможным. Программа, сыгранная именитым московским гостем вместе с Камерным оркестром Чувашии 20 января, называлась «Прогулки по Италии». Впрочем, это не имело никакого значения. Как только сквозь тонкое кружево оркестрового сопровождения в зал «просочился» голос главного героя вечера, ядреный, будто вино многолетней выдержки, пытливый, точно сама совесть, и беспощадный, словно Люцифер, вонзающий в сердце грешника свой клинок, слова и заголовки вдруг потеряли всякий смысл.

       

  Маэстро Сергей Григорьев взмахнул рукой, «скомандовав» старт, и в придуманном здесь и сейчас музыкальном пространстве началась настоящая гонка. Опасная, захватывающая, состоящая аж из трех сложнейших концертов для гобоя с оркестром подряд. Затем – пятнадцать коротких минут антракта-передышки, еще один концерт и умопомрачительная Фантазия на темы из оперы Г. Доницетти «Фаворитка», в силу неимоверных технических трудностей даже названная «смертельным номером». Лихо «разруливая» пассажи из быстрых нот, сбивающихся в «косяки» интонационно-ритмических фигураций, солист походил на шумахера, выполняющего крутые виражи.

  Несмотря на то, что в концерте звучали произведения итальянских композиторов (за исключением А. Пьяццоллы на бис), ощущения привязанности к конкретному месту на карте не возникало. Вместо банальных пейзажей с венецианскими мостиками и оливковыми плантациями под голубым небом нам были уготованы мучительные щекотания эмоций где-то «под ложечкой», сладкая долгота художественных обобщений, достойных пера поистине больших творцов, незамутненное сияние «чистого» искусства. И неважно, Вивальди или Альбинони, Марчелло или Беллини, Паскулли или Респиги. Сегодня все они превратились в планеты одной галактики, нареченной простым словом «Музыка».

  Цезуры, тактовые черты и паузы были исполнителю совершенно нипочем. С замиранием уха следя за тем, как ловко он одолевает преграды, создавая иллюзию непрерывного движения своей темы, возбужденно щебечущей мордентами, трелями и группетто, зрители недоумевали. И даже когда гобой замолкал, как будто продолжали слышать его неугомонную речь. Казалось, артист и сам был одной сплошной мелодией, проживая каждый такт, всем телом реагируя на штрихи, перемены ладов и динамические перепады. Он приседал, покачивал головой, чудаковато поводил плечами, многозначительно взглядывал на оркестрантов, точно вступая с ними в немой диалог.

        

  Партия словно лилась сама собой. Густо, смачно, насыщаясь силой и простираясь вперед сквозь октавы и регистры. Какого нечеловеческого дыхания стоят подобные мелодические длинноты! Особенно показательными были вторые части концертов А. Вивальди (ре-минор), Т. Альбинони (Си-бемоль мажор), А. Марчелло (ре минор) и В. Беллини (Ми-бемоль мажор) с их неспешными темпами и возможностью подробно рассмотреть каждый мотив. В тот вечер Алексею Балашову и вправду удалось подчинить себе судьбу: поддавшись чарам его гобоя, меняющего тембровые цвета подобно хамелеону, мы действительно позабыли о ее превратностях...

 

                                                                                                  Мария Митина

 

Просмотров: 290 | Добавил: ленка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]