«  Январь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031








...

Главная » 2020 » Январь » 27 » Мелодия – как молитва, нота – как слеза, музыка – как спасение
10:47
Мелодия – как молитва, нота – как слеза, музыка – как спасение

 

   От оглушительных оваций, сотрясающих зал подобно раскатам грома, кажется, дрожала даже люстра. Кто-то мчался к сцене с букетом цветов, кто-то увлеченно фотографировал поклоны, а в голове, точно маятник судьбы, стучала одна единственная строчка из стихотворения Сергея Есенина «Пришествие»: «Господи, я верую!..» Господи, я верую! Когда мелодия – как молитва, произнесенная наедине с собой в тихий благостный час, верую. Когда нота – как слеза Христа на кресте, верую. Когда музыка – как спасение от всего, что гложет на этой земле, верую. Сколько мыслей, сколько поводов задуматься, покаяться, простить, сколько тепла в середине зимы. Чем дальше мы углублялись в программу концерта 19 января, тем очевиднее становилась причастность к нему самого Всевышнего. А иначе как еще можно объяснить ТАКОЕ стечение обстоятельств? Первая встреча с Камерным оркестром Чувашии в 2020 году и не когда-нибудь, а в светлый праздник Крещения Господня, так что все звучавшее в этот вечер вдруг обрело какой-то особый сакральный смысл.

       

  Каскад барочных секвенций, размеренная поступь генерал-баса, великолепие декоративных элементов, придающих мелодической линии аристократическую изысканность и недосягаемую высоту, и типично баховская эстетика с его полным погружением внутрь себя и вопросами вселенского масштаба вне времени и пространства. Все это – Концерт для альта и струнных Георга Филиппа Телемана в исполнении лауреата международных конкурсов, солиста одного из самых знаменитых камерных оркестров страны «Виртуозы Москвы» Александра Митинского. Вот только в отличие от своего современника Иоганна Себастьяна Баха этот немецкий композитор задумывался не столько о самом Боге, сколько о взаимосвязи Бога и Человека с концентрацией внимания именно на личности последнего, что делает повествование более доступным и понятным даже тем, кто в принципе не слушает классику. И это сразу слышно в музыке, от характера мелодики, произрастающей из интонационно-ритмических зерен бытовых песенно-танцевальных жанров, до непосредственно метода письма, сочетающего в себе строгую полифонию с переплетением равноценных по значимости голосов и более легкую для восприятия гомофонию. Отсюда в четырех небольших по объему, но представляющих нешуточную техническую трудность частях так много изобразительности, живописания, любования красотами чистых, не обремененных какими-либо тайными смыслами и подтекстами музыкальных построений, неспешно сменяющих друг друга.

       

 Александр Митинский тонко чувствовал бесконфликтную природу телемановского концерта, плывя по течению альтовых пассажей и купаясь в многообразии игровых приемов. Чего, кстати, нельзя сказать о IV части Сонаты №1 для альта-соло Пауля Хиндемита, Концерте для альта с оркестром Петериса Васкса и Гранд-танго Астора Пьяццоллы, где техника уходит на второй план, оставляя нас на растерзание мыслям и чувствам. Чем бы ни тешили зрителей эти авторы, дошедшие до нас из разных исторических эпох и стран, будь то хоть и завуалированная, но вполне узнаваемая в общем звуковом потоке ритмика пассакалии, сюрреалистичные алеаторические длинноты или упоительное танго, нас ни на минуту не покидала мысль о чем-то важном, сокровенном, основополагающем. Что всегда живет в нашем подсознании, но просыпается только в определенные моменты, когда мы слышим такую вот целомудренную, всесильную, сошедшую на землю, словно Божье благословение, музыку.

       

  Был сегодня и еще один добрый знак: новый год в Камерном оркестре начали с новых лиц. Впервые с нашими музыкантами выступил заслуженный артист Республики Коми, лауреат многих престижных конкурсов и премий в области культуры и искусства Михаил Журков. Неподдельное удовольствие наблюдать за тем, как стремительно столь талантливый и востребованный в России певец, работающий в самых разных жанрах и не ограничивающийся театральной сценой, завоевывает музыкальное пространство нашей республики. Сначала в течение долгого времени он приезжал в Чебоксары в качестве приглашенного солиста на Международный оперный фестиваль имени М.Д. Михайлова и Фестиваль оперетты. Затем, с 2018 года, осчастливил своим постоянным присутствием оперную труппу Чувашского государственного театра оперы и балета, заняв в ней центральное место и уже исполнив ряд ведущих партий в операх и опереттах, в том числе и премьерных. Теперь же свободно музицирует в тандеме с Камерным оркестром Чувашии, чувствуя себя в компании скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов настолько органично и легко, как будто пел с этим коллективом всю свою творческую жизнь. Недюжинная профессиональная поддержка ощущалась со стороны дирижера Сергея Григорьева и концертмейстера уже родного для певца театра Марты Банаевой, занявшей сегодня привычное место за роялем и придавшей оркестровому звучанию особый шарм.

       

  Несмотря на то, что арии Георга Филиппа Телемана «Моление о чаше», Джакомо Кариссими «Витторио!» и Алессандро Скарлатти «Светило дневное» принадлежат к образцам старинной музыки, они отличны друг от друга и по содержанию, и по характеру, и по манере изложения материала. Общим оставалось одно: все произведения были исполнены с большой долей вокального мастерства, отмеченного тонким знанием стилистических особенностей барочной музыки, и стали демонстрацией лучших исполнительских качеств артиста. Широта диапазона, не ограниченного какими бы то ни было тесситурными рамками, ровность голосоведения во всех без исключения регистрах, от высоких, приближенных к тенору верхов до монументальных, почти басовых низов, великолепная дикция, когда каждое слово будто выточено по музыкальному полотну, чувство внутренней свободы при работе над образом... И хотя критики позиционируют голос солиста как лирический баритон, сегодня мы слышали в нем и сочные, полные экспрессии драматические нотки, отчего музыкальная материя обрела большую полноту, объем и рельефность.

                                                                                                    Мария МИТИН

Просмотров: 76 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]