«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30








...

Главная » 2019 » Сентябрь » 26 » Мы были вместе с ним. Григорий Кротенко дирижирует, играет, говорит
11:49
Мы были вместе с ним. Григорий Кротенко дирижирует, играет, говорит

       

  Стихли всхлипывания скрипок, ниспадающие каплями жалобных полутонов, сцепляющихся в импульсивную, мятущуюся в тесном пространстве сонатного аллегро мелодию. Остановилось взволнованное сердце аккомпанемента, загнанное в угол порывистой каденции, точно быстроногая лань в капкан. Зрители с облегчением выдохнули: наконец-то можно расслабиться и побалдеть под уравновешенное, избавленное от всяческих эмоциональных потрясений и слегка баюкающее Andante с его ритмической стабильностью и неспешно развертывающимся гармоническим планом. Тем более что если рассматривать симфонию как музыкальную модель человеческой жизни, именно вторая часть по обыкновению представляет собой тот оазис внутренней гармонии и успокоения, которого нам так не хватает в суетной повседневности. Но не тут-то было. За безмятежным и немного отрешенным, на первый взгляд, созерцанием красоты мира шла напряженная работа над осмыслением событий первой части. Гладкое, без единого изъяна легато, натянутое подобно нерву, превращало слышимое в непростое испытание для уха, в изнеможении тонущего в мелодико-гармонической бесконечности темы. Не иначе как сама вечность заговорила с нами, заставляя задуматься о том, кто мы есть и что мы есть.

       

    Дирижерское слово Григория Кротенко звучало глобально и содержательно. С одной стороны, обобщая и не зацикливаясь на мелочах нотного текста, с другой, с жадностью впиваясь в бесчисленное множество интонационных, ритмических и фактурных подробностей партитуры и облюбовывая каждую цезуру. Тут, видимо, харизматичному московскому маэстро в значительной степени помогало его исполнительское настоящее, воплощенное в блистательной карьере контрабасиста со всем вытекающим отсюда пониманием выразительных возможностей инструментов, нюансов колористической палитры и стилистических тонкостей игры при обращении к наследию той или иной эпохи. Кстати, выражение «дирижерское слово» может быть воспринято и буквально – за два с половиной часа солист проявил себя превосходным рассказчиком, неформально и с большой долей юмора выкладывающим все, что знает о произведениях, композиторах и разновидностях контрабаса (на одном из них с изысканным названием «венский бас» он сам великолепно музицирует).

       

   Казалось бы, в скромном переложении для струнных и флейты моцартовская Симфония № 40, стоящая в ушах в исполнении симфонического оркестра, должна потерять в объеме, весе и силе воздействия, поблекнув динамически и обеднев темброво. Но на концерте 20 сентября, ознаменовавшем открытие в Чувашской государственной филармонии нового концертного сезона, все было с точностью до наоборот. Более того, за счет малочисленности состава некоторые мелодические обороты и модуляции зазвучали обостреннее, рельефнее, сочнее, сплавляясь в ранее не попадавшие в поле слуха пласты и смещая запыленные временем смысловые акценты, рождающие новую интерпретацию.

       

   Бесспорно, в этом заслуга не только самого Григория Кротенко, накачанного таким количеством созидательной энергии, что действительно впору браться за дирижерство, но и Камерного оркестра Чувашии (художественный руководитель – Сергей Григорьев), чье высказывание всегда отличается личностным отношением музыкантов к материалу, какие бы технические каверзы не ждали их на исполнительском пути. Сегодня кроме островатых флейтовых вкраплений звучание коллектива было инкрустировано крошкой речистого клавесина, шефство над которым взяла еще одна московская солистка Александра Коренева.

       

  Дирижировал гость без палочки, дав рукам максимальную свободу, раскрепостив каждую мышцу и пустившись в гипертрофированную жестикуляцию, что делало его невероятно похожим на режиссера, с увлечением объясняющего актерам их сверхзадачу. Причем по мере приближения к финалу в процесс вовлекалось все больше частей тела, от дурашливо пошатывающегося корпуса до зависающих в прыжке ног. То есть мы не только слышали, но и видели музыку, визуально считывая мотивы, паузы, динамические оттенки, находившие отражение в движениях дирижера, прямо на наших глазах вылепляющего зримые драматические образы. И мы в этот момент тоже были там, на сцене, творя вместе с ним и будто держа за руку Моцарта.

  Подобная подача материала, характерная и для манеры игры Григория Кротенко, помогает не только взглянуть на давно знакомые партитуры под другим углом, но и лучше понять академическую музыку, делая ее доступной и близкой сегодняшнему слушателю. Причем это касается как классических образцов по типу концертов для контрабаса с оркестром Ф.А. Хоффмайстера и Я.К. Ванхаля, требующих собранности, углубленности в мысль и быстрых натруженных пальцев, так и современных опусов. Невозможно избавиться от воспоминаний о пьесах «Clouds 6.4» Ш. Штрайха и «...а корабль плывет» О. Бочихиной. В обеих партнером контрабаса выступает не живой оркестр, а фонограмма, обе выполнены в абстрактной технике и вызывают столь же противоречивые чувства, как картины Пикассо или Шагала. С одной стороны, хочется в панике заткнуть уши, закрыть глаза и сжать губы, дабы отгородиться от летящего, словно космический мусор, звуковысотного, штрихового и ладотонального хаоса. С другой, такое чумовое отсутствие внятного тематизма, прочной гармонической базы, четкой метроритмической организации, ясных методов формообразования и прочей конкретики, иными словами, полный музыкально-выразительный голяк зачаровывает и возбуждает воображение, подбивая его на опасные игры без тормозов. Но больше всего ошарашивало то, что контрабас из привычного струнно-смычкового инструмента вдруг превратился в шумовой, выстукивая, выскребывая и выпиливая свои химерические пассажи. Или, быть может, все это проделки нашей фантазии?

 

                                                                                                 Мария МИТИНА

Просмотров: 151 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]