«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031








...

Главная » 2019 » Январь » 28 » Не только слушать, но и смотреть. О старом по-новому
14:56
Не только слушать, но и смотреть. О старом по-новому

       

  Краснея от злости и обиды за потраченное время, он стремглав влетел в комнату и швырнул на пол внушительные пакеты с покупками. Драгоценная женушка безостановочно трещала по телефону, обсуждая с подругой очередную прогулку по бутикам, и все, что ему оставалось – сделать глубокий вдох и попытаться взять себя в руки. В воздухе отчетливо запахло скандалом... Это не бразильский сериал, не телевизионная мелодрама и не передача о проблемах семейных отношений. Кто бы мог подумать, что так легко и непринужденно можно представить фрагмент из оперы «Пимпиноне, или Неравный брак», написанной немецким композитором Г.Ф. Телеманом более трех веков назад. Впрочем, как и все в концерте «Любовные недоразумения» 19 января.

        

  Не секрет, что барочные произведения – не самые доступные для восприятия из всех когда-либо созданных композиторами. В них почти нет иллюстративности, эмоциональных контрастов и столь любимых романтиками вольностей относительно формы и мелодико-гармонического языка. Взвешенность нотного слога, сдержанность в использовании выразительных средств, стройность архитектоники делают опусы барокко похожими на каменные глыбы, путем отсечения лишнего превращенные в настоящие звуковые скульптуры. Однако когда за партитуру берется Камерный оркестр Чувашии, даже самая сложная музыкальная мысль начинает звучать просто и ясно, а уж если автор и ведущая программы – Анастасия Черток, будьте уверены: к концу встречи барокко окажется вашей любимой эпохой.

        

  Подлинная поэтесса органа, пальцы которой давно стали продолжением клавиш, великолепный конферансье, чьими рассказами о композиторах можно заслушиваться, как приключенческими романами, тонкий знаток истории музыки и исполнительства, постигавший азы профессии сразу в трех консерваториях мира (Московской, Женевской и Фрайбургской), она влюбила в себя чебоксарцев еще в позапрошлом концертном сезоне. На этот раз артистка играла не на органе, а на клавесине, заняв место в составе оркестра, и приехала к нам не одна. Сопровождавший ее Дмитрий Кондратков – не только один из самых ярких баритонов Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, но и участник столичной версии программы, идущей в рамках авторского цикла Анастасии Черток «Красота, которая поддерживает мою жизнь».

 

  Заслуженная артистка Чувашии Маргарита Финогентова – более чем достойная «компания» для москвичей. Особую симпатию эта певица-универсал, чей репертуар по степени жанрового многообразия и стилистического богатства можно сравнить с антологией мирового композиторского наследия, испытывает к старинной музыке. Ее совместные вокальные проекты с известным российским контратенором Артемом Крутько и немкой Надей Шмаленберг можно отнести к золотым страницам музыкальной Чувашии. Сегодняшняя программа была собрана из арий и дуэтов из опер и ораторий Г. Пёрселла, Г.Ф. Генделя, А. Вивальди, Ж.-Б. Люлли, Ф. Кавалли, А. Скарлатти, Ж.-Ф. Рамо, окунувших нас в атмосферу XVII-XVIII веков, когда эти жанры только делали свои первые шаги в культурном пространстве. И хотя при всей скромности оркестровки их образцы представляют собой большую трудность в вокальном плане, Маргарите Финогентовой и Дмитрию Кондраткову они, несомненно, удались.

        

 Певцы продемонстрировали настолько виртуозное владение голосовым аппаратом, выраженное в крепкой атаке звука, гибкости интонирования, гладкости голосоведения и неисчерпаемой тембровой палитре, что концерт был похож не на серьезное испытание, а на захватывающий аттракцион. И все это при максимальной концентрации на образе и погружении в самую суть материала, попытке осовременить античных персонажей, которым посвящено большинство сочинений, и взглянуть на них глазами представителей нынешнего поколения. Оказывается, музыка действительно не стареет, а Король Артур и Ринальдо, Орландо и Персей, Эгисф и Дардан, Юнона и Роланд, Гризельда и Юдифь, чьими именами названы сочинения, вполне могли бы стать героями нашего времени.

        

  Исполнители раздвинули границы концертного жанра и превратили каждый номер в настоящий спектакль с костюмами и реквизитом, рельефной сюжетной линией и живыми эмоциями на лицах. Иногда они так увлекались мизансценами и драматической игрой, что, кажется, начисто забывали о своем местонахождении и представляли себя на подмостках барочного театра, где женские партии нередко исполняли мужчины и наоборот. Не на шутку удивил зрителей и дирижер Сергей Григорьев, не только солировавший на скрипке в паре с артисткой оркестра Ольгой Ханай, но и взявший в руки тамбурин. На сцене развернулось умопомрачительное зрелище, заставившее нас вспомнить совет великого режиссера Бориса Покровского о том, что «оперу следует не слушать, а смотреть». Что ж, на самом деле так и есть.

                                                                                                     Мария Митина

Просмотров: 101 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]