«  Февраль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728








...

Главная » 2019 » Февраль » 21 » Не только звон, не только снег
15:24
Не только звон, не только снег

       

  Смолкла последняя нота, растаяв в сиянии софитов, как льдинка на солнце, и на душе стало ясно и умиротворенно. Будто стрелки прекратили свою бешеную беготню по циферблату, и нет вокруг ни этого шумного города с перемигиванием светофоров, ни вереницы дел и забот. Только снег, сыплющийся с поднебесья серебряной крошкой, луна, прикорнувшая на маленькой крыше Камерного театра, и тоска, объявшая все еще бьющееся в такт музыке сердце. Да-да, та самая русская тоска, неизбывная, необъяснимая, появляющаяся из ниоткуда и исчезающая в никуда, знакомая писателям и художникам, композиторам и поэтам. Кажется, сегодня она сквозила в каждом куплете, в каждом припеве и проигрыше. Впрочем, разве могло быть иначе в программе с таким донельзя русским названием «Вот мчится тройка удалая»?

        

 Так уж устроен наш человек, что даже за столиком ресторана с соблазнительными цыганками и сладким шампанским рекой найдет повод для кручины: именно с вопроса «Что так грустно» начинается романс «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру». И ни залихватский аккомпанемент, раззадорившийся до шального аллегро, ни прыткая мелодия, разгулявшаяся по регистрам, не в силах унять душевную боль. В прочтении Юрия Каткова одна из самых популярных и, казалось бы, беззаботных ямщицких песен прозвучала по-особому проникновенно и сосредоточенно. Расписывая инструментальное полотнище цветастыми мелодическими узорами, солист слегка приглушил тембр своего баритона, «замутнив» вокальную партию, и внешняя веселость стала не более чем иллюзией. Будто его герой отправился в «Яр» не кутить, а отчаянно забыться и, возможно, попытаться стереть из памяти образ покинувшей его возлюбленной.

 

 Тема тройки, выбранная артистами Чувашской государственной филармонии для литературно-музыкальной встречи 16 февраля, настолько глубока и необъятна, что напоминает целый клад интерпретаций, подтекстов, эмоций. Ведь тройка – не только беззаботный звон бубенцов и задорно взвивающийся под копытами снег, но еще и дорога, бег, скорость. Точнее, дорога жизни, бег времени, скорость проносящихся лет, которые, увы, столь быстротечны. Увидеть подобное в таких беспечальных, на первый взгляд, романсах, как «Гай-да, тройка!», «Дорогой длинною», «Под дугой колокольчик поет», «Эй, лошадушки, быстрей», «Живет моя отрада», «На санках» или «Зимушка-зима», донеся до зрителей их потаенную, щемящую суть, дорогого стоит. Исполненные нашими солистами и окруженные внимательным словом ведущей вечера, заслуженного работника культуры Чувашии Елены Лимаренко, они переросли в настоящие баллады, берущие размахом, глубиной, раздольем, так что дыхание перехватывает. А сколько муки, безысходного томления хранят в себе горчащие, ложащиеся на слух тяжелым камнем сочинения «Ямщик, не гони лошадей», «Степь да степь кругом» и «Сердце на снегу», где что ни мотив – то всхлип потерянной в мирском хаосе души.

 

 Концерт получился не простой иллюстрацией зимнего пейзажа с тремя красавицами-лошадьми в упряжке, а серьезным размышлением о вечности, фатуме, сложности человеческих взаимоотношений. Какие обстоятельства побудили героиню романса «В лунном сиянии», решенного Татьяной Васильевой и заслуженным артистом Чувашии Иваном Снигиревым в форме диалога между мужчиной и женщиной, предать свою любовь и пойти под венец с другим? Сочетание изнеженного, хрупкого сопрано и крепкого, лоснящегося тенора дало ощущение абсолютного, почти космического единства, будто голоса не могут существовать по отдельности, равно как влюбленные друг без друга. Фактура аккомпанемента, подрагивающего робким вальсовым ритмом, была настолько невесома и воздушна, что буквально вздымалась в руках инструменталистов ансамбля «Сявал», укрывая гнущуюся под грузом нисходящих интонаций тему своим кружевом, точно фата лицо невесты. Подумать только, до чего же несправедлива бывает судьба, распоряжаясь людьми, словно вещами, и подчас не отдавая себе отчета в том, что губит, топчет, разрушает.

        

  В настроении тихой грусти в зал вплыла песня «Любовь и разлука», овеянная ореолом минора и говорящая о мимолетности жизни, о том, насколько важно ценить каждый миг на земле, быть честным и верить, во что бы то ни стало. Но стоило музыке вступить во взаимодействие с лучистым, нахлынувшим подобно ласковому зефиру меццо-сопрано заслуженной артистки Чувашии Маргариты Финогентовой, как гармонический фон озарился светом, а поникшая мелодия, облетающая лепестками нот, бесшумно падающих на дно просторных тактов, обрела крылья. И строки о том, что «чем дальше живем мы, тем годы короче», вдруг зазвучали не тревожно, а как-то спокойно и мудро, пробиваясь застенчивой надеждой на то, что все еще будет, и ничего не потеряно.

                                                                                                     Мария Митина

Просмотров: 101 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]