Портал государственных услуг
Чувашской Республики


«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031








...

Главная » 2014 » Май » 6 » О фолке, джазе и стилягах
12:35
О фолке, джазе и стилягах

«Эстрада? Нет, что вы», - покачают головой поклонники моцартовских симфоний, отвергающие пульсацию электронных битов и воспринимающие лишь акустическое звучание. А если речь идёт об эстраде суперкласса, когда певческие фантазии уходят корнями в беспрекословный профессионализм или наоборот? Чувашская государственная филармония давно славится высокими критериями отбора эстрадных исполнителей и, к счастью, снижать планку пока не собирается. Концерт «Юрăсен юрри», нахлынувший обжигающей солнечной волной 29 апреля, вновь доказал эту истину. Вечер можно было назвать чередой музыкальных фокусов – происходящее на сцене манило своей жгучей экстраординарностью. Хотя, почему концерт? Участники устроили настоящее действо с использованием музыки, света, слова и движения.   

 

Драматургическим фундаментом ослепительного шоу стали эпизоды из музыкально-театрализованного представления «Авалхи сас», развернувшиеся подобно широкому узорчатому полотенцу. Импульсивный, будоражащий языческими призывами и расслабленный мякотью лирической середины пролог сразу настроил зрителей на разговоры о чувашском крае. Эпилог, охваченный ощущением всенародного апофеоза, разгорелся горячим костром песен, танцев, перезвонов монист и блеска тухъи. Недвижимыми атлантами, удерживающими на своих несокрушимых плечах внутреннее равновесие программы, возникли бравые «Кузнецы», мастерящие ветви могучего древа жизни с лёгкой руки артистов непревзойдённого ансамбля «Сявал». Терпким привкусом древности были также пропитаны их вокально-хореографические сюиты «Юрлăр кăна, юрлăр» и «Шăнкар-шăнкар шыв юхать».

 

От размеренных пастушьих возгласов к вихревому темповому крещендо, развинчивающемуся подобно стремительной карусели, от робкого пиано до сочного фортиссимо, то слабеющего, то распаляющегося с новой силой... Исполнители вели себя настолько раскрепощёно, что у зрителей возникало ощущение, будто никто из них даже не думал заучивать свою партию наизусть, а всё рождается сию секунду. Музыкальные темы кружились подобно вольному ветру – столько свободы и первозданности трепетало в каждом такте. Помимо академических приёмов музыканты использовали технику подражания звукам природы: вот эхо аукается в лесной чаще, вот распустившийся лист дрожит в сквозистом воздухе, а вот журчит деревенская речка, ныряющая в лоно глубокого оврага. В каждом мотиве звучала смиренная красота родных пейзажей.    

Яркими эстрадными лоскутами запестрели композиции «Юрату çинчен калаç», «Шурă çĕмĕрт» и «Куç харшисем» в исполнении энергичных ребят из блистательного «Сеспеля». Но особенно запомнились опус «Ырă сунса», будто согревающий теплом домашнего камина, и композиция «Ан хăра», подзадоривающая весенним настроением и джазовым драйвом сочного многоголосия. Прозрачной акварелью растеклись кантилены «Хырсĕм» и «Уçланкăри палан», украшенные скрипичными переливами Марины Щукиной. Сочетанием артистизма и виртуозного вокала в очередной раз поразила Ольга Прокопьева, солирующая в композициях «Улăхра» и «Кантăкран карăнать кăвак шуçăм». Не менее ярко прозвучала Алина Кудрявцева, буквально выстрелившая из зажигательной пятёрки в песне «Мана халь пурте пĕрех».

 

Подлинным талантом перевоплощения удивили девчонки из фолк-группы «Дуняша style». Неслучайно их популярность набирает обороты от концерта к концерту: столь богатейшее разнообразие техник и образов вопреки спасительному для многих понятию «амплуа» – редчайшая из редкостей на современной сцене. Например, в серии частушек «Эх, чун», народных песнях «Яр уçса чӳречене», «Вăрманта çырлара» и «Çĕршыв илемĕ» юные певицы показали себя подлинными фольклорными искусницами. Но маленькая метаморфоза и... Перед нами уже сногсшибательные стиляги, открывающие охоту на ничего не подозревающих парней в композиции «Шур костюмлă каччă» и зажигающие на воображаемом танцполе под «Йăнăш ăнлантăн» и «Селиме».

 

Программа вообще получилась буквально наэлектризованной стилевыми контрастами. Саксофонные импровизации, увлекающие народную песню «Вĕç, вĕç, куккук» в свой круговорот, переплетались с танцевальными узорами шоу-балета «Nota «G». Витиеватыми весенними ручьями разливались хореографические рисунки детского танцевального коллектива «Волжаночка» под руководством Алевтины Юлмасовой. Свежо, самобытно, нестандартно... Этот вечер действительно невозможно было назвать простым словом «концерт», ведь синтез различных видов искусства всегда предполагает нечто большее. Когда исполнители демонстрируют не только виртуозное владение вокалом, превосходное чувство ансамбля, но и мобильность, сплетая воедино музыку, голос и танец, сомнений не остаётся – перед нами настоящий спектакль. Подобный выход за рамки традиционной концертной формы практикуется в филармонии давно и стал скорее правилом, нежели исключением. Вы до сих пор не в курсе? В таком случае это необходимо срочно исправить.           

Мария Митина               

Просмотров: 744 | Добавил: ленка | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]