Портал государственных услуг
Чувашской Республики


«  Март 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031








...

Главная » 2016 » Март » 21 » Пока звучит наш край
09:09
Пока звучит наш край

«Музыки вне национальности

не бывает, и, в сущности, всякая

музыка, которую принято считать за

общечеловеческую, все-таки национальная».

 

Н. Римский-Корсаков   

 

Говорят, нация существует, пока жив ее язык. А что насчет музыки? Не являются ли интонационная основа, лад, ритмика, характер мелодики прямым отражением менталитета народа, генетическим кодом, с помощью которого можно разгадать особенности его представителей? На эти мысли натолкнул публику Чувашской государственной филармонии показ мюзикла «Нарспи» 17 марта. Поэма Константина Иванова, лежащая в основе этого эксклюзивного музыкального сувенира, похожа на гигантский монолит, величаво возвышающийся на холмах вечности. Немудрено, что она по сей день не теряет своей актуальности и вдохновляет авторов.

Алина Кудрявцева (Нарспи) и Александр Васильев (Сетнер) превосходно справляются с исполнительскими задачами, в совершенстве демонстрируя чудеса техники эстрадного пения. Это и широта диапазона (мгновенные, виртуозные переключения со звонких, терпких верхов на густые, знойные низы), и чуткое интонирование, и завидная вокальная раскованность. Распевные мелодические диагонали, расцвеченные сочными гармоническими вертикалями и посеребренные звоном монист, вдруг неудержимо устремляются в поднебесье, и огромный голосовой потенциал солистов только способствует взлетам. Заслуженному артисту Чувашии Константину Ефремову (Тхтаман), Анатолию Данилову (Предсказатель), заслуженной артистке Чувашии Маргарите Финогентовой и лауреату Международного конкурса Константину Москалеву (родители Нарспи) предложены менее комфортные условия – раскрыть свои образы при минимальной вокализации, сквозь «иссушенные» речитативами, мелодически скупые партии.

Драматический конфликт «подстегивают» самобытные, «жареные» соло Свахи, поданные Натальей Головиной невероятно вкусно, с огромной долей личного отношения, а также шумная массовка в воплощении ансамбля «Сявал». Их хоровые эпизоды можно назвать музыкальными прибаутками. Тут и там раздаются заводные наигрыши скрипок, шустрые, словно весенние ручьи по оврагам, буквально налету подхваченные бойкими басами. Здесь и выскочки-синкопы, и причудливые ритмические перепады, одним словом, настоящий нотный каламбур. Как всегда, зрители с удовольствием «полакомились» и умопомрачительными хореографическими деликатесами танцевальной группы «Nota G». В очередной раз невозможно было оторвать глаз от костюмов заслуженного художника Чувашии Валентина Федорова и фантастического светового оформления.

Музыка Николая Казакова, нанизанная на тесьму поэтических строк Бориса Чиндыкова, подобна тончайшему кружеву, сотканному из глубоко народных мелодий (порой подлинных цитат из чувашского фольклора), простых и правдивых. Но, наверное, именно в простоте, которой веет от каждой фразы, таятся особая естественность, жизненность, мягкое дыхание родной земли. Уходящие корнями в историческое прошлое, темы в то же время одеты в экспрессивную, свежую современность. Внимание и бережность, с которыми композитор «препарирует» национальные мотивы, не может не восхищать. В любом эпизоде, будь то лирический дуэт или сцена народного гуляния, ощущаются необычайная одухотворенность, чистота музыкального письма, идеально выверенный баланс традиций и новаторств. И, судя по аншлагам, штурмующим зал филармонии почти с десяток лет, этот эксперимент удался на славу. 

Мария Митина

Просмотров: 265 | Добавил: ленка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]