«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930








...

Главная » 2019 » Ноябрь » 15 » Романс... Почти романтик, почти роман
11:31
Романс... Почти романтик, почти роман

    

  В репертуаре Чувашской государственной филармонии есть концертные программы, посвященные самым разным стилям и жанрам, от мюзикла до песен военных лет. Но ни одна из них не трогает за душу так, как сегодняшняя. Ее герой – романс. Романс!.. Почти романтик, почти роман, только с музыкой. Трепетные любовные истории, то вспыхивающие пламенной страстью, то теплящиеся нежным томлением, то покоряющие рыцарским благородством и величием чувств, то обжигающие импульсивностью и безумством, как нужны они современному зрителю, существующему в мире, где почти не осталось искренности и теплоты, а материальное давно превзошло по ценности духовное. Доказательством столь острой потребности в высоком искусстве, обрекающем человека на живые эмоции и трудотерапию души, стал переполненный зал Чебоксарского Камерного театра 8 ноября, и это при том, что «Романс вчера, сегодня и всегда...» держится в афише далеко не первый сезон.

 

   Напомним, что концерт проходит в рамках проекта «Литературно-музыкальная гостиная», рассчитанного на небольшое по размеру творческое пространство с ограниченным количеством мест, где сценическая и зрительская зоны являют собой нераздельное целое. В век неминуемой глобализации общества, с каждым днем живущего все быстрее и не успевающего размышлять, сопереживать, рефлексировать, такая форма взаимоотношения артистов и публики, пробующей себя в качестве равноправной участницы исполнительского процесса, вызывает особый интерес, хотя и несет определенную сложность. Причем как для солистов, работающих в условиях настолько тесного, практически личного контакта со зрителями, что впору почувствовать себя под прицелом снайпера, так и для самих слушателей, готовых не только брать, оставаясь в роли сторонних наблюдателей, как это часто случается в крупных концертных залах, но и отдавать сполна, безжалостно растрачивая свой энергетический запас.

 

   «Я вас люблю, я думаю о вас», «Погубили меня твои черные глаза», «В нашем старом саду, там, где тени густые...», «Очи черные», «Не уходи, побудь со мною», «Не лукавьте», «Гай-да, тройка!», «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру», «Очаровательные глазки», «Ненаглядный ты мой», «Я хочу, чтоб это был сон, но по-моему я не сплю»... Уникальность программы заключается в том, что по замыслу ее автора и ведущей, заслуженного работника культуры Чувашии Елены Лимаренко она представляет собой не просто последовательность контрастных по характеру номеров, а единое по содержанию и сверхплотное по концентрации выразительных средств слияние истории, литературы, поэзии, музыки, то есть целый комплекс культуры во всей ее многоликости, объемности и неисчерпаемости художественных пластов.

 Такая многослойность материала, построенного на прочных и порой неожиданных для наших замыленных обывательщиной глаз межкультурных связях, дарит редкий шанс увидеть произведения, оторванные от жизни и времени громом аплодисментов, в контексте эпохи, прочувствовать всю соль их букв и нот, погрузиться во внутренний мир композиторов и поэтов, чьи рельефные, внезапно оказавшиеся поразительно близко фигуры делают шаг нам навстречу, будто бы нет ни этой глубины столетий, ни вечности, отдаляющей нас друг от друга. Так, например, все мы любим романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду», но мало кто из нас знает о трагической судьбе автора музыки Николая Харито, застреленного в возрасте тридцати одного года. Или о том, что знаменитый «Соловей» был сочинен Александром Алябьевым в тюремной камере, куда ему доставили рояль.

  Однако основным компонентом сценического действа, конечно же, становится человеческий голос с его многообразием тембров и живительной силой интонации. Заслуженным артистам Чувашии Маргарите Финогентовой и Ивану Снигиреву, лауреатам международных конкурсов Динаре Юнисовой и Татьяне Васильевой, Юрию Каткову и дебютантке вечера Марии Михайловой, соприкасающимся с целым спектром жанров, от оперы до эстрадной песни, удалось поймать настроение тишайшего и, в то же время, опаляюще чувственного лиризма, витающее, кажется, уже в самом слове «романс». Но, главное, сегодня они пели так, что мы явственно ощущали органическую сплоченность музыки и слова, когда мелодия открывает новые концептуальные возможности в стихах, а стихи насыщают особым смыслом мелодию. Камерный оркестр под руководством Сергея Григорьева и затаенное, негромкое фортепиано, рассыпающееся бисером пассажей в руках Екатерины Паргеевой, точно попадали в заданный тон и помогали солистам передать самые сокровенные переживания героев.

 А герои, как правило, романтические, и любящие, и страдающие одновременно, отмеченные есенинской мятежностью, пушкинской чистотой и тургеневской сентиментальностью, и это касается не только собственно авторства, но и общего психологического состояния сочинений, атмосферы, колорита, эмоционального наполнения, присущих именно русским полотнам. «Дорогая, сядем рядом», «В крови горит огонь желанья», «Утро туманное», «Эх вы, сани, сани» – сколько сладкой истомы, горьковатой меланхолии, от которой щекочет в носу, и вдохновенной вымученности каждой строфы. Сколько любования, влюбленности, любви и желания унести все это с собой в наш суетный мир, дабы сделать его чуточку прекраснее.

                                                                                                 Мария МИТИНА

Просмотров: 60 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]