«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031








...

Главная » 2019 » Октябрь » 21 » Сердца четырех. «Ипполитовцы» в Чебоксарах
11:37
Сердца четырех. «Ипполитовцы» в Чебоксарах

       

  Эпиграфом к этому вечеру могут послужить слова Роберта Шумана, сказанные им на самом пике творческой зрелости и профессионального мастерства, когда многое в искусстве уже понято, принято и прочувствованно: «Никогда не упускай возможности участвовать в дуэтах, трио, квартетах. Это сделает твою игру осмысленной, яркой, полной жизни». Осмысленной, яркой, полной жизни... Парадоксально, но в столь метких и емких определениях великий композитор словно дал оценку исполнению наших московских гостей. Вернее, гостя. Фортепианный квартет имени М.М. Ипполитова-Иванова можно назвать брендом отечественной музыкальной индустрии. Его приглашают, для него пишут произведения (одно из них, а именно Маленькое Кончерто гроссо современного российского автора Антона Вискова мы имели счастье сегодня услышать), о нем говорят. Так, например, многие чебоксарцы, пришедшие на концерт 15 октября, узнали о коллективе задолго до приезда в столицу Чувашии, будучи свидетелями его участия в нашумевшем проекте «Квартет 4x4» на телеканале «Россия-Культура». Попав под воздействие артистической магии «ипполитовцев», ощущаемой даже с экрана телевизора и заставляющей звучать, кажется, всю вселенную, невозможно было не захотеть познакомиться с ними вживую.

 

   Начнем с того, что хороший квартет – вообще огромная редкость, гораздо большая, нежели хороший солист. Слишком много «если», слишком много «однако», слишком много «кроме», дабы такие разные по диапазону и голосовым данным инструменты, как скрипка (Анастасия Тимошенко), альт (Ольга Коган), виолончель (Сергей Ананич) и фортепиано (Ирина Грайфер) сошлись в единое тембровое созвездие. Само понятие техники, представленной здесь в четырехкратном объеме, включает в себя не только собственно технику, когда нотный текст прочитан споро и с точностью до последней лиги, но еще и совершенно особое качество, присущее лишь настоящим художникам-ансамблистам. Шестое чувство, интуиция, эмпатия – называйте его, как угодно, но, стоит лишь музыке вступить в свои права, слова теряют всякий смысл, поскольку не в состоянии выразить всей полноты этого уникального явления, когда вместо четырех самостоятельных артистов мы начинаем видеть на сцене один собирательный образ творца, звукописца, непревзойденного мастера клавиш и смычка. Когда исполнение тотально по сущности, всеохватно по языку и синхронно по вдоху-выдоху. Когда сыгранность – на уровне сердцебиения и пульсации нерва на виске.

       

   Наиболее показательным в этом плане стал порывистый, изобилующий массой мелодико-гармонических красот, типично романтический по содержанию Фортепианный квартет №3 до минор Иоганнеса Брамса, повествующий об отчаянной, неукротимой борьбе человека со всемогущим фатумом. Его строгий голос, выносящий герою суровый приговор в виде октавных унисонов, прорезающих сначала партию фортепиано, а затем струнных, бьющихся в ознобе пиццикато, заполняет собой все вступление. Что это? Проверка на прочность? Предупреждение? Вызов на дуэль? Судьба еще напомнит о себе, повторив свои угрожающие октавы в перевозбужденном, напрочь лишенном тональной устойчивости Скерцо. Ну а пока ей в ответ – нисходящий полутоновый вздох, окрашивающий главную партию постепенно разгоняющегося Аллегро в сумрачные тона и сразу дающий понять, что силы на исходе, и жизнь давно катится по инерции. Наводняясь хроматизмами и взметаясь всполохом тревожных шестнадцатых, оно попадает в русло побочной партии, элегической, животворящей, похожей на недосягаемый мираж в пустыне. Заряжаясь горячим и ласковым солнцем Ми-бемоль мажора, черпая в нем энергию и плавно перетекая из мотива в мотив, ее мелодия возникает предтечей будущего Анданте и точно предвосхищает его лирический настрой. Финальное Аллегро, решенное как непримиримый спор минора и мажора с триумфальной победой последнего и не сбавляющее темп ни на долю, дарит исполнителям шанс сполна продемонстрировать свои игровые возможности и вселяет иллюзию освобождения от роковых оков.

       

   Совсем в ином ключе был выдержан Фортепианный квартет ля минор Густава Малера, по-юношески дерзкий, ясный, в чем-то чрезмерно простодушный, еще не успевший испытать на себе влияние модернизма с его технологическими инновациями и переосмыслением сути творчества, коснувшееся малеровских страниц несколько позже. После эмоционально сдержанной, написанной в неброских матовых тонах баховской Кантаты BWV 82 «Исполнилось сие», объятой пламенем жаркого меццо-сопрано заслуженной артистки Чувашии Маргариты Финогентовой, он налетел подобно штормовому ветру. Впрочем, именно в прямоте высказывания и нарочито бесхитростной манере подачи материала, когда эмоции так по-максималистски ярки и неприкрыты, что аж в ушах рябит, и состоит коварство этой партитуры. Быть может, не столько с технической стороны, сколько с внутренней, требующей от музыкантов абсолютного морального перерождения и свежего взгляда на сам процесс игры – стирая из памяти впечатления и опыт, заново, с чистого листа открывая в себе исполнительские способности и всецело концентрируясь на «здесь» и «сейчас». Овации, поклоны, «Маленькая Данелиада» Гии Канчели, заготовленная на бис, – все было вмиг забыто и отдано на откуп музыке.

                                                                                                 Мария МИТИНА

Просмотров: 82 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]