«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930








...

Главная » 2019 » Ноябрь » 25 » Сверхскоростная флейта, пианист-диакон и жаркое меццо. На пути в неведомое пространство
12:47
Сверхскоростная флейта, пианист-диакон и жаркое меццо. На пути в неведомое пространство

        

  «...Меркнут Знаки Зодиака над постройками села, спит животное Собака, дремлет рыба Камбала, колотушка тук-тук-тук, спит животное Паук, спит Корова, Муха спит, над землей луна висит...» Можно сказать, что эти модернистские, охваченные будоражащим духом абсурдизма строки Николая Заболоцкого, согретые пламенем магнетического, обдающего жаром меццо-сопрано заслуженной артистки Чувашии Маргариты Финогентовой, определили настроение концерта 13 ноября. И не только потому, что наряду со стихами Марины Цветаевой, Федора Тютчева и Александра Блока легли в поэтическую основу кантаты Бориса Чайковского «Знаки Зодиака», одного из самых ожидаемых номеров программы. Фантазийная выдуманность партий, идей и образов, сочетание классической завершенности композиционной структуры и открытого выхода для чувств и мыслей, броскость ассоциативного ряда, волнующего воображение и заставляющего зрителей отключить голову и всецело покориться хлынувшему со сцены энергетическому потоку... Сегодня это было везде, в каждом сочинении, разделе формы, проведении темы и даже в глазах музыкантов, смотревших на нас с вдохновением и неутолимой жаждой созидания.

        

  Творчески неутомимый и жадный до экспериментов Камерный оркестр, три ярких солиста, каждый со своим почерком и индивидуальным пониманием самой сущности художественной материи, два с половиной часа чистого академического искусства без малейшего ощущения скуки и запаха нафталина, пять контрастных произведений, непохожих друг на друга по тематике, спектру затрагиваемых проблем и манере выражения композиторской мысли. Немецкое барокко, опьяняющее пышностью и великолепием декорационных элементов, итальянский романтизм, нарядный и изящный, точно пряжка на женской туфельке, советский XX век, модерновый и перегруженный направлениями и тенденциями... Казалось бы, к чему такой временной, географический и стилистический разброс? Однако, по мере нашего вхождения в материал, их незримая, почти кармическая связь становилась очевидной. Кроме того, что участники во главе с маэстро Сергеем Григорьевым пошли по нарастающей эпох и эстетик, словно проложив дорогу из глубины столетий в мятежное «сегодня», все опусы были отмечены философским пониманием мира, обостренным восприятием действительности и живым, обжигающим слух дыханием современности.

        

  Подлинным открытием вечера стал Дмитрий Коростелев, с которым нам было интересно познакомиться не просто как с талантливым представителем московской фортепианной школы, а как с исполнителем именно музыки Иоганна Себастьяна Баха (пианист рукоположен в сан диакона и посему хорошо осведомлен в концептуальных тонкостях этого глубоко духовного композитора). Очень часто, прикасаясь к баховской святыне, солисты предпочитают плыть по течению, как бы во всем соглашаясь с автором и полностью подчиняясь его воле, нежели вступать с ним в диалог и искать в полифонических переплетениях тем свою актуальную правду. Концерт для клавира с оркестром ре минор, напротив, обескуражил свободой и неожиданной субъективностью интерпретации, приблизившей его к нынешнему поколению слушателей. В моторных, токкатных, взвивающихся искрами нервного аллегро I и III частях мы узнавали нашу суетную, загнанную, безостановочно мчащуюся жизнь, похожую на бег с препятствиями. Порой – мимо, порой – сквозь, так что мы и разобраться-то в ней не успеваем. И хотя в сосредоточенной, надвигающейся суровой поступью непрерывного баса средней части темп был значительно сбавлен, досадное чувство скоротечности, мимолетности, упущения чего-то нужного и важного не давало нам покоя ни на долю.

        

  Большим личным отношением к материалу подкупало и исполнение Елизаветы Волковой. Тот, кто уже был свидетелем выступлений молодой солистки на чебоксарской сцене, просто не мог упустить возможность в очередной раз вкусить тембр ее стремительной, сверхскоростной флейты, летящей быстрее ветра и выполняющей в воздухе настоящие звуковые кульбиты. Блестящая, отливающая на солнце внешняя картинка при эмоционально мощном, высокосодержательном наполнении – пожалуй, так можно охарактеризовать концерты Джузеппе Меркаданте и Мечислова Вайнберга для флейты и камерного оркестра, равнозначные по трудности тематизма и многосложности структурной планировки. Бережно вышивая по бархату оркестрового тутти тонкой серебряной нитью, дабы ненароком не разорвать ее, артистка превратила свое соло в настоящее музыкальное рукоделие. И даже в изощренных, трудоемких каденциях, когда оркестр замолкал, оставляя флейту наедине с собой, ей удавалось сохранять легкость и грацию выражения. Так что в какой-то момент мы перестали замечать ноты, штрихи и динамические оттенки, выпорхнувшие за грань тактовой черты и растворившиеся в общей картине мира. Вот она, способность увлечь, помочь публике забыть обо всем, что окружает ее за пределами концертного зала. И даже о самом этом зале, погрузив в какое-то неведомое, не поддающееся описанию пространство, где нет ни кресел, ни пюпитров, ни рампы. Есть лишь оно. То единичное, необъяснимое, непостижимое, что зовется Искусством.

 

                                                                                                Мария МИТИНА

Просмотров: 32 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]