«  Январь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031








...

Главная » 2020 » Январь » 31 » Углубляясь в содержание и характер
10:43
Углубляясь в содержание и характер

        

  «...Долго прощались, долго, оборачиваясь, кричал что-то уезжавший, когда тронулись и потянулись сани по ухабистой, текущей дрожащими ручейками дороге. Где блестела вода по ухабам, лошади, тонконогие, с подрезанными хвостами, взмахивали особенно щеголевато точно вычищенною сталью подков. Стоя на парадном крыльце, Любка озябла, щеки ее посизели. Сани скрылись под горой, она напевала задумчиво, чуть слышно: «Мчится парочка вдвоем...» Под легкий вальсовый аккомпанемент романса «Гай-да, тройка!», ласково качающий в своей колыбели игривую, то и дело норовящую выпорхнуть из трехдольной метрической сетки мелодию, нам вдруг вспомнился один из самых пронзительных рассказов Ивана Бунина «Игнат». Что ж, почему бы и нет, ведь сегодня, 26 января, в зале Чебоксарского Камерного театра не совсем обычный концерт. Впервые в новом 2020 году зажгла свои огоньки Литературно-музыкальная гостиная Чувашской государственной филармонии.

 

    Если задуматься над названием этого горячо любимого чебоксарцами проекта, у которого давно появился свой зритель, следящий за афишами и не пропускающий ни одну встречу в столь уютном творческом уголке, звучит и вправду довольно необычно: все участники программы «Вот мчится тройка удалая» – музыканты, но гостиная не просто музыкальная, а литературно-музыкальная. Значит, большое значение здесь имеет литература. Точнее, музыка и литература оказываются абсолютно равноправными участницами всего происходящего на сцене. И действительно, так оно и есть! Именно со стихов начинает свое повествование автор и ведущая вечера, заслуженный работник культуры Чувашии Елена Лимаренко, подобно доброй хозяйке радушно принимающая гостей и щедро потчующая их разными поэтическими вкусностями и интересностями из области искусства. Именно слово задает тон всем вошедшим в концерт романсам и песням, наполняя их предметностью, метафоричностью, проблематикой (будто в противовес нынешней поп-культуре, где текст и человеческую речь давно задавили биты и брейки). Именно из такой родной и близкой сердцу русской литературы, как из волшебной шкатулки с самоцветами, в нашем воображении берутся темы, лица и сюжеты всякий раз, когда мы слышим заливистый голос ветра в лошадиных гривах и скрип снега под санями. Тут и пушкинская «Метель», и толстовское «Детство Никиты», и аксаковский «Буран», и пришвинское «Зимнее утро» – каких только ассоциаций не навевает милый каждому из нас образ тройки, мчащейся за горизонт и уносящей с собой горе и кручину.

 

    Да и сам репертуар подкупает богатством и разнообразием. В нем встречаются как и давно вошедшие в категорию академической классики «Бубенцы», «Ямщик, не гони лошадей», «Степь да степь кругом», «Эй, лошадушки, быстрей», «Дорогой длинною», «Живет моя отрада», «Под дугой колокольчик поет», «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру!», «В лунном сиянии», «Дорожка зимняя» и «Зимушка-зима», так и прочно занявшие эстрадную нишу «А снег идет», «Сердце на снегу», «Любовь и разлука», «На санках», «Русская зима» и «Jingle bells». А объединяет их предельная доступность и ясность музыкального языка, что касается и композиционной структуры, состоящей из куплетов и припевов, обряженных в затейливые инструментальные проигрыши, и тонально-гармонического плана, неброского, без излишеств, беспрепятственно поддающегося подбору по слуху и всецело уступающего первенство мелодической линии. Это дарит вокалистам безграничный простор для самовыражения и позволяет максимально полно раскрыть свою артистическую индивидуальность, углубляясь в содержание и характер, вызывая у зрителей сопереживание и заставляя остро реагировать на малейшую смену эмоционального фона. Поэтому сегодня в первую очередь хочется отметить не певческие, а актерские качества солистов, их умение не просто взять звонкую, добротную ноту, но и донести до публики атмосферу, энергетику, художественную суть исполняемого, даже если оно заключено в обычную куплетную форму.

        

   Участники вокального ансамбля точно угадали специфику выбранного материала, будь то такие маститые, имеющие в своей творческой сокровищнице целую коллекцию ведущих оперных партий певцы, как заслуженные артисты Чувашии Маргарита Финогентова и Иван Снигирев, или совсем еще молодые, но уже влюбившие в себя меломанов Динара Юнисова, Татьяна Васильева и Юрий Катков. Сегодня они не стремились поразить нас большими голосами, впечатляющими громкостью динамики, жирностью красок и размахом интонационных скачков, и порой намеренно скрадывали некоторые технические возможности голосового аппарата, сосредоточившись на другом. Мы же, попавшие в плен их обаяния и харизмы, настолько увлекались детально прописанными мизансценами, занятным пластическим рисунком и портретами извозчиков, седоков и их дам сердца, буквально оживающими на наших глазах, что даже переставали следить за процессом извлечения звуков. И тогда казалось, будто артисты вовсе не поют, а читают стихи, вот так мелодично, с чувством, покорившись единому душевному порыву. Ну а если добавить сюда тембры русских народных инструментов, каждый из которых – словно яркая нить в цветастом ковре аккомпанемента (особое «браво» музыкантам ансамбля «Сявал» и пианистке Екатерине Паргеевой), то и додумывать ничего не надо. Все рождается само собой, потому что это и есть наш человек с его удалью, задором и вечными грезами о чем-то светлом, радостном, лучшем, о котором непревзойденный Сергей Есенин когда-то написал: «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель...»

                                                                                                   Мария МИТИНА

Просмотров: 127 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]