Портал государственных услуг
Чувашской Республики


«  Сентябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930








...

Главная » 2015 » Сентябрь » 30 » В новый сезон с Камерным оркестром
11:39
В новый сезон с Камерным оркестром

Возмущение оркестрантов росло от репетиции к репетиции – князь Эстергази, при дворе которого им довелось служить, упрямо не хотел отпускать их в отпуск. Так что Йозеф Гайдн, как капельмейстер, просто обязан был вступиться за своих «подопечных» (не зря те ласково называли его «папаша Гайдн»). Но природное обаяние и дипломатические способности не помогли композитору – Эстергази был непреклонен. И тут в голову маэстро пришла необычная мысль: во время исполнения четвертой части его новой симфонии музыканты должны были поочередно покидать свои места. Так к концу произведения на сцене оставалась всего пара одиноких скрипачей. Потому Симфония № 45 и получила название «Прощальная»... Но это вовсе не значит, дорогие зрители, что исполнители Камерного оркестра Чувашии решили распрощаться с вами, как придворные музыканты с ненавистным князем Эстергази. Просто в этой музыке столько кипучей энергии и жизненной силы, что она как нельзя лучше подходит для открытия нового концертного сезона в Чувашской государственной филармонии 27 сентября.



Первый вечер, и уже гости. Сегодня в роли музыкального «шеф-повара» – любимый сотнями чебоксарцев Сергей Вантеев, один из лучших дирижеров Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина. Деликатный и «скупой» на эмоции, он «не гонится» за зрелищностью жеста и вообще старается использовать минимум внешних средств, променяв их на вдумчивость, сосредоточенность и внутреннюю красоту. Экономность рук – вот его главный принцип, будь то стремительное Allegro, задумчивое Adagio, кокетливый Menuet или сокрушительное Presto, застывающее в финале блаженным умиротворением. Музыкантам уютно и легко – художественный руководитель Камерного оркестра Сергей Григорьев работает с ними в похожей манере.

 

«Прима-пианистка» вечера – лауреат Всесоюзного конкурса Ольга Лысова, профессор Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки. Порой казалось, что ее пальцы буквально созданы для смелых, пронзительных, экспрессивных высказываний Дмитрия Шостаковича. Четыре части его Концерта № 1 для фортепиано с оркестром пролетели единым музыкальным вихрем. Скерцозное Allegretto превратилось в настоящий коллаж из настроений и контрастов: то мучительная, типично русская тоска, то «кипуче-прыгучая» резвость, то неспешные патетические реплики. Калейдоскопичностью материала «подкупило» и Allegro con brio. Нашему герою словно надоело грустить, и он решил устроить для себя праздник жизни, пусть и не лишенный пикантного саркастичного налета. Угадывалось в этом что-то от музыки Сергея Прокофьева. В частности, от одного шутливого фрагмента из его балета «Ромео и Джульетта». Подобно Ромео, Меркуцио и Бенволио, задумавшим проникнуть на бал к Капулетти, наш герой примерял различные маски. Зато сколько «унылого очарования» слышалось в Lento, плавно переходящем в степенное Moderato. Особый колорит придавали темпераментные соло трубы в исполнении заслуженного артиста Чувашии Владимира Алжейкина.
 

Скорбными и вместе с тем невероятно трепетными, дрожащими, словно крылья бабочки, монологами прозвучали два Adagio, созданные итальянцем Томазо Альбинони и американцем Самуэлем Барбером... Несмотря на то, что Барбер задумал свое Adagio как часть Струнного квартета, оно обрело такую популярность, что давно стало самостоятельным произведением. Впрочем, популярность – не совсем подходящее слово для этого опуса. Гораздо благороднее и точнее по отношению к нему прозвучит востребованность, причем в абсолютно разных сферах искусства: кинорежиссеры усматривают в нем прекрасное музыкальное сопровождение для своих картин, балетмейстеры нередко выбирают его как подспорье для хореографических зарисовок, ну а оркестранты просто не мыслят без него свой репертуар. Каждая фраза – словно шаг на эшафот. Размеренно, оставив за плечами мирскую суету, отбросив страхи и настроившись на переход в новую реальность... У актеров есть понятие игры «на разрыв аорты». То же самое хочется сказать и об исполнении Камерного оркестра. Впрочем, иначе эти вдохновенные, с головой погруженные в творчество профессионалы не могут. И неважно, кто перед ними – Гайдн, Шостакович, Альбинони или Барбер.

                                                                                                                            Мария Митина

Просмотров: 418 | Добавил: ленка | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]