Портал государственных услуг
Чувашской Республики


«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031








...

Главная » 2018 » Май » 31 » В паутине размышлений, достучавшись до небес
20:05
В паутине размышлений, достучавшись до небес

       

  Говорят, если долго всматриваться в пламя свечи, то в его очертаниях можно увидеть силуэты людей. У музыкантов есть своя аксиома: если долго вслушиваться в опусы Иоганна Себастьяна Баха, то в россыпи его нот можно различить голоса ангелов или, если очень повезет и удастся поймать нужную волну, даже самого Бога. Все тело охватит приятная дрожь, «под ложечкой» сладко заноет, будто в предчувствии чего-то, по венам разольется неземное тепло. Разумеется, такое, как и всякое чудо, происходит отнюдь не часто. Быть может, раз в несколько лет, а то и десятилетий. К счастью, чебоксарцам повезло – 23 мая случилось именно то, чего многие слушатели ждут целую вечность.

       

  Исполнители, взошедшие в этот вечер на подмостки Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова, словно на священный алтарь, оказались настолько искренни в своем стремлении быть услышанными, что достучались до небес и вызвали Всевышнего на разговор, вовлекая публику в неспешное русло молитв и откровений. Сила воздействия музыки была так велика, что перемены бросились в глаза уже в антракте. Зрители, многие из которых пришли на концерт расслабиться и приятно провести время, безмолвствовали, попав под влияние занявшей все первое отделение Кантаты на текст 51 псалма «Искупи, Господь, мои грехи». Беззаботный смех угодил в паутину размышлений, разговоры ни о чем перетекли в серьезное обсуждение, все пытались «отойти» от услышанного и не могли.

       

  Экстравагантная гостья из Германии Надя Шмаленберг, являющая собой образ настоящей барочной певицы (в России это большая редкость), и заслуженная артистка Чувашии Маргарита Финогентова, поющая абсолютно все, от оперы до эстрады, не просто выступили в одной программе с ариями из месс, ораторий и страстей, но и исполнили ряд дуэтов. Вокальный гибрид получился более чем экзотическим, ведь голоса солисток отличаются не только самими тембрами. Есть еще разница в манере звукоизвлечения, в способе выстраивания музыкальной мысли, в степени глубины взаимоотношений с Камерным оркестром Чувашии под управлением Сергея Григорьева, который сегодня не только дирижировал, но и искусно вышивал на партитурном холсте узоры собственных скрипичных соло.

  Сотворчество певиц было равносильно сплочению двух кардинальных противоположностей. Огонь и вода, солнце и луна, зной и стужа. Ядреное, вязкое, по-русски размашистое меццо-сопрано Маргариты Финогентовой, изначально «предназначенное», скорее, для гигантских оперных полотнищ, на которых есть где разгуляться, нежели для утонченных барочных секвенций, капнуло на баховские ноты сгустком масляной краски. Оно то гоготало, поднимаясь неукротимой волной, то ластилось, по-кошачьи выгибаясь каждой своей интонацией. Обтесанное, жесткое, со специфическим металлическим «привкусом» сопрано Нади Шмаленберг, «стегавшее» слух подобно стальному прутику, напротив, отдавало холодком подземелья, так что от его монологов, тонко сочетавшихся с ликами ангелов, мадонн и младенцев, смиренно глядевших с поля видеоэкрана, становилось зябко и невольно хотелось съежиться. Оркестранты тоже держались аскетично и отстраненно, не распыляясь на эмоции и сосредоточенно орудуя смычками, скрупулезно нанося свои скупые штрихи и кропотливо вычерчивая динамические диаграммы.

       

    Больше всего впечатлил дуэт из праздничной Рождественской оратории, помещенный исполнительницами сразу в два измерения. Пока Надя Шмаленберг пела на сцене свою полную благости и ликования партию, Маргарита Финогентова поднялась на балкон и оттуда, с высоты птичьего полета, принялась лукаво отвечать партнерше. Игриво «перекидываясь» мотивами и обмениваясь фразами, вступая в колоритные интонационные переклички-споры и рисуя в воздухе широкие мелодические дуги, солистки соорудили над залом подлинный звуковой купол. Особую воздушность придавало инструментальное сопровождение, «истаявшее» до пары виолончелей, клавесина, гобоя и флейты.

        

  Кстати, флейте был поручен отдельный номер программы – виртуозная Сюита си-минор, представляющая собой забег на длинную дистанцию. Дело не только в ее многочастности, но и в количестве витиеватых пассажей, сыплющихся нескончаемым градом, так что исполнитель едва успевает перевести дух. Какого же было наше удивление, когда на сцене появилась не взрослая, умудренная опытом солистка, а совсем еще юная особа, выпускница Московской городской детской музыкальной школы им. С.С. Прокофьева, лауреат международных конкурсов Елизавета Волкова. Стоило девочке прикоснуться к инструменту, как весь он буквально затрепетал в ее руках, с воодушевлением издавая трель за трелью и точно гипнотизируя нас своим неугомонным щебетом.

                                                                                                 Мария МИТИНА

Просмотров: 315 | Добавил: ленка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]