«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031








...

Главная » 2019 » Март » 3 » В поисках себя. Два начала Алексея Лундина
20:03
В поисках себя. Два начала Алексея Лундина

        

  Изысканный Чайковский, околдовывающий слух лоском мелодизма и пряностью гармонической «кухни», сменился медитативным, словно парящим в космосе Васксом, погрузившим исполнителей в глубокий транс, а мы все слушали и не могли наслушаться. Талант музыканта был действительно уникален. Нет, это не дежурный комплимент и не шаблонная фраза, применимая к творчеству тех, кто строит современную музыкальную культуру страны, и на кого следует ровняться всем, так или иначе, к ней причастным. Уникальность исполнительского облика заслуженного артиста России Алексея Лундина заключается в синтезе двух равноправных начал: сольного в качестве ведущего представителя российской струнно-смычковой школы, каким чебоксарцы увидели его на совместном концерте с Камерным оркестром Чувашии 25 февраля, и ансамблевого «на посту» первой скрипки Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова.

        

  Подобный универсализм артистической натуры, свойственный лишь большим мастерам и свидетельствующий об абсолютной исполнительской зрелости – вот, пожалуй, то, о чем мечтает любой музыкант. Но не у каждого солиста, привыкшего к повышенному вниманию в адрес своей персоны, хватит мужества решиться на жесткую оркестровую «уравниловку», как и не каждый оркестрант сумеет удержать перед публикой веское сольное слово. Тот же, кому удается сохранять высокую планку и на том, и на другом сценических «фронтах», живет в процессе непрерывного самосовершенствования и, несмотря на уже завоеванное зрительское признание и наработанный профессиональный статус, не перестает обнаруживать в себе новые грани. Алексей Лундин – именно такой артист, неустанно трудящийся не только над технической составляющей произведений, но и над их внутренним наполнением и не привыкший играть «вхолостую», открывая содержательную сторону даже в столь созерцательной, не перегруженной активным действием музыке, как «Мелодия» и «Вальс-скерцо» Петра Чайковского.

        

  Казалось бы, что нового можно ожидать от этих великолепных, точно дорогие украшения, но вполне лапидарных, отличающихся четкой жанровой определенностью и ладово-гармонической ясностью пьес? Однако какая объемность звукового изображения, какой выдающийся рельеф скрипичной партии, получившей из рук Алексея Лундина совершенно несовместимые, на первый взгляд, свойства. Неземная грация эфемерных пассажей, соскальзывающих со струн и вспархивающих на кончик смычка, сочеталась с внушительностью каденционных конструкций, неукротимый темперамент, испепеляющий каждый мотив едва уловимой темы пламенем истинного романтизма – со сдержанным поведением пальцев, не позволяющих себе ни одного лишнего движения. Прорисовывая на холсте оркестрового сопровождения фигурные изгибы своего соло, отделанного резьбой мелизмов, скрипач очень органично вписался в общую звуковую картину обоих сочинений. Его инструмент говорил ярко, но не вычурно, свежо, но не чужеродно, темброво выделяясь, но будучи «одним из», лидируя, но не затмевая. Ощущение единения гостя и наших оркестрантов во главе с дирижером Сергеем Григорьевым было настолько сильным, что, когда те взялись за «Простую симфонию» Бенджамина Бриттена, Две норвежские мелодии Эдварда Грига и Серенаду Эдуарда Элгара, закралось подозрение: а не подсел ли он за пульт к чебоксарским музыкантам?

        

  Еще одно проявление творческого универсализма Алексея Лундина – отсутствие каких-либо жанрово-стилевых ограничений при выборе программы и обращение в рамках концерта к композиторам разных эпох, направлений и техник. Поэтому встречи с ним всегда непредсказуемы, овеяны духом живого эксперимента и, как правило, предусматривают знакомство с новыми именами, о которых многие зрители раньше даже не слышали. Сегодня таким «котом в мешке» стал латвиец Петерис Васкс, наш современник, поэт алеаторики и сонористики, один из тех редких авторов, кто не просто пишет на результат, набивая нотами такты и втискивая их в форму, а старается разгадать, в чем состоит предназначение музыки. Одной из таких попыток можно назвать его фантасмагоричный Концерт для скрипки и струнных «Дальний свет», повествующий о непростом пути к себе, по которому рано или поздно нам суждено пройти. Зачарованно блуждала в пустом акустическом пространстве интонационно абстрактная, лишенная ладовых тяготений и видимых мелодических контуров скрипичная партия, бликующая призрачными обертонами. Так и человек скитается по запутанным жизненным коридорам, идя на заветный дальний свет. Для каждого он свой. Для кого-то это мечта, манящая и вдохновляющая, для кого-то – цель, мотивирующая и наполняющая смыслом, для кого-то – надежда, окрыляющая и не дающая упасть. Затронутая композитором тема оказалась невероятно близка самому Алексею Лундину, творчество которого и есть не что иное, как вечные поиски себя.

                                                                                                     Мария Митина

Просмотров: 112 | Добавил: Админ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]