Портал государственных услуг
Чувашской Республики


«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031








...

Главная » 2018 » Октябрь » 22 » Вокруг света с Яном Максиным
16:33
Вокруг света с Яном Максиным

        

...Музыка. Она не приемлет границ, простираясь сквозь города, страны и континенты, обгоняя и возвращая время, связывая людей всего мира невидимыми нитями и разрушая языковые барьеры, помогая нам быть сильнее и не потерять способность чувствовать... Встреча с Камерным оркестром Чувашии 16 октября была чем-то большим, нежели обычный концерт. Согласитесь, отнюдь не каждое общение с музыкой наталкивает зрителей на подобные размышления. А все благодаря великолепному гостю! Лауреат международных конкурсов Ян Максин, прибывший к нам прямо из Америки, оказался человеком не только большого исполнительского таланта, чья техника поистине заслуживает эпитета "космическая", но и богатейшего внутреннего мира, отличающего истинного художника от ремесленника.

        

  Достаточно было взглянуть на программу вечера, чтобы понять: этот виолончелист с роскошной черной шевелюрой и очень глубокими, бездонными глазами, словно видящими композиторов насквозь (а иначе откуда такая стилистическая точность исполнения), выбрал музыку своей спутницей, прежде всего, потому, что каждой фалангой пальца ощущает ее неимоверную объединяющую силу. Россия во всем ее великолепии, от Поволжья до Кавказа, Австрия и Германия, Румыния и Трансильвания... Все эти страны и их маленькие уголки засветились на музыкальной карте художника подобно маякам. Да, и снова именно художника, потому что только таковой может "уместить" в своем "я" сразу несколько "лиц": исполнителя, композитора, импровизатора, актера, оратора (то, с каким красноречием и увлечением он рассказывает о себе, вызывает абсолютный восторг), наконец, философа, рассматривающего искусство музыки в мировом масштабе.

        

  С легкостью следуя по своей воображаемой карте, точно Христофор Колумб по морям и океанам, Ян Максин буквально забрасывал публику национальными мелодиями. Вот звучит такая душевная и "до боли" знакомая русская народная песня "То не ветер ветку клонит", и, казалось бы, что может быть проще? Однако солист (и, кстати, композитор одновременно) придумал для нее настоящее путешествие, пустив, точно кораблик по ручью, по стилям и жанрам. Взрываясь острыми, как кинжал джигита, ритмами лезгинки, "наливаясь" сочным звуком дудука, обрастая подголосками и мелизмами, меняя темпы и гармоническую окраску подобно хамелеону, мелодия неслась "по долам и весям". Такая же "участь" ждала и угрофинские темы. И хотя их жанровой "огранкой" были не вариации, а фантазия, путь интонационно-ритмического развития им был уготован тоже нелегкий.

        

  И вдруг, после столь экзотических экспериментов и хитроумной игры в исполнителя-автора - академичный Йозеф Гайдн с его "собраньем стройных форм" ре-мажорного виолончельного концерта, аскетичная еврейская молитва "Кол Нидрей" Макса Бруха и шесть колоритных Румынских танцев Белы Бартока. Впрочем, и здесь Ян Максин не мог удержаться от своей авторской метки, "подперчив" концерт пряной джаз-роковой каденцией и придумав переложение изначально фортепианных танцев для виолончели и оркестра вместе с маэстро Сергеем Григорьевым. К слову, сочинения, исполненные коллективом самостоятельно (просветленная гайдновская Серенада и диковинная Сюита из трех трансильванских танцев Белы Бартока), как нельзя более органично вписались в эту музыкальную «кругосветку».

 

  Виолончель для Яна Максина - словно душа или совесть, то есть его тело настолько сроднилось с ее корпусом, что временами казалось, будто не он управляет ею, а наоборот. Вот она удирает по октавам и регистрам, орошая оркестровую ткань звездопадом пассажей и двойных нот. Вот начинает возмущенно гоготать, "вспахивая" такт за тактом своим глуховатым сварливым звучком, и вдруг... резко меняет тон и запевает холено и по-барски, точно любезничая с каждой оркестровой группой. Но, главное, всякая виолончельная партия в исполнении Яна Максина напоминает человеческую речь - столько из нее сочится теплоты, проникновенности, живости интонации. Солист бережно вносит в зал каждую фразу, словно боясь расплескать ее волшебные ноты, и даже обычная, ничем не примечательная гамма в его руках расцветает творением муз.

                                                                                                                                                                                                                             Мария МИТИНА

Просмотров: 191 | Добавил: ленка | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]