Портал государственных услуг
Чувашской Республики


«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031








...

Главная » 2018 » Октябрь » 4 » Вот это поворот, или "под прицелом" господина Дируса
14:00
Вот это поворот, или "под прицелом" господина Дируса

        

  Гигантская звуковая лавина неумолимо нависла над залом. Казалось, еще пара-тройка неосмотрительных взмахов смычка, и она сорвется вниз, покатится по ярусам балкона и накроет нас с головой. Но оркестранты были предельно аккуратны и вели себя с осторожностью саперов. Движения их собранных и донельзя экономных рук завораживали аскетизмом и синхронностью, точно у пловцов на соревнованиях. Кропотливо «чеканя» ноты, будто редкие старинные монеты, они возводили подлинные музыкальные дворцы с витиеватыми мелодическими решетками на окнах и красочными гармоническими витражами на фасадах. Как-никак, сегодня правит бал сам господин Дирус, а уж он-то большой знаток роскоши.

       

  Дирусом, что в переводе с латинского языка означает «неистовый», современники называли Антонио Вивальди. То ли за его чересчур вспыльчивый нрав, то ли за тот раж, с которым он исписывал нотные тетради, – трудно сказать. Ясно одно: вот уже около трех десятков лет подряд он с неистовой частотой навещает музыкантов и зрителей Камерного оркестра Чувашии (29 сентября коллектив открыл свой 29 концертный сезон). Казалось бы, удивлять и удивляться уже нечем и нечему. Ничуть не бывало! Сегодня нас ждал абсолютно новый взгляд на творчество любимого завсегдатая. И хотя в программу вошли и Маленькая симфония для струнных Соль-мажор, и Концерт для двух скрипок и струнных ля-минор (солисты – Ольга Ханай и Сергей Григорьев, дирижирующий и играющий одновременно), главными действующими лицами вечера были все-таки не струнные, с которыми, прежде всего, ассоциируется имя этого композитора, а... голос и флейта.

       

  «Вот это поворот», - обескураженно протянул кто-то из сидящих в зале, когда за спинами оркестрантов выросла Чебоксарская муниципальная певческая капелла «Классика» под руководством заслуженного работника культуры Чувашии Александры Васильевой. Магнификат для солистов, хора, струнных и бассо континуо соль-минор вторгся в пространство нерушимой скалой полифонических конструкций, словно вся энергия мира была сосредоточена в его гимнических строках о величии Всевышнего. Как только вокалисты «схватили» свой первый аккорд, накрывший зал свинцовым колпаком и «припорошенный» серебристой пылью клавира (заслуженный артист России, народный артист Чувашии Юрий Трепов), над землей будто разверзлись небеса, расступаясь перед самим Господом.

  Если Магнификат был похож, скорее, на католический молитвенник, нежели на традиционное концертное произведение, то Кантата «All'ombra di sospetto» полностью отвечала требованиям филармонических залов и светской публики. Изящество интонационных ходов, сплетающихся в изысканные узоры, игривый текст, призывный блеск мелизмов на ослепительном мажорном солнце создавали атмосферу истинного праздника.

       

  Особой хрупкости и невесомости сочинения способствовал его малочисленный состав: голос (заслуженная артистка Чувашии Маргарита Финогентова), флейта (московская гостья Елизавета Волкова), виолончель (Надежда Казакова) и клавир (Екатерина Паргеева). Подобно настоящим рукодельницам, солистки виртуозно выписывали свои мелодические вензеля и демонстрировали великолепное чувство ансамбля. Когда же на сцену вернулся оркестр, и Маргарита Финогентова запела Мотет «В огне сжигающего гнева» и Арию Фарначе из одноименной оперы, возникло ощущение, будто по щеке ласково проводят нежным, немного шершавым лепестком бархотки. Густое и мясистое, как сливовое варенье, меццо-сопрано певицы буквально клубилось в воздухе, разбухая необозримой вокальной долготой.

  С первыми звуками двух концертов для флейты и струнных (Фа-мажор и ми-минор) точно тысячи свечей озарили зал. Несмотря на то, что по законам старинной музыки солисту негоже выставлять напоказ собственную индивидуальность, пряча ее «под рясой» барочных секвенций и сдерживая «в узде» свой артистический темперамент, Елизавете Волковой удалось стать подлинной звездочкой сегодняшнего вечера. Словно вышивая стеклярусом по холстине, она искусно «сорила» ювелирными соло, напоминающими солнечных зайчиков, с легкостью перепархивающих из такта в такт, и затмевала все вокруг «начищенным до блеска» тембром своей разговорчивой флейты.

                                                                                                 Мария МИТИНА

Просмотров: 48 | Добавил: ленка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]