«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930








...

Главная » 2019 » Июнь » 25 » Вселенная очищается. Две сущности Егора Свеженцева
13:25
Вселенная очищается. Две сущности Егора Свеженцева

        

  Нередко, говоря об исполнителе, мы связываем его сценический путь с творческим наследием какого-либо композитора, определенной жанровой сферой или стилистическим направлением. Кто-то имеет статус мастера в области старинной музыки, кому-то более всего удаются образцы камерно-инструментального репертуара, в чьем-то арсенале преобладают произведения конкретного автора с характерными чертами мелодико-гармонического языка. Личность Егора Свеженцева – это не то, не другое и не третье. Молодой и еще не испорченный обуревающими его овациями, но успевший завоевать международное признание и наработать завидный профессионализм; не по годам мудрый, внимательный и словно смотрящий внутрь себя, но открытый, щедро одаривающий публику обаятельной улыбкой и располагающий к живому диалогу; пристально концентрирующийся на каждой детали нотного текста, но тяготеющий к обширным художественным обобщениям, он играет все и сразу, превращая свои программы в настоящие стилевые гибриды. Ярким подтверждением исполнительской «всеядности» артиста можно назвать его чебоксарский концерт, состоявшийся 18 июня в зале Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова, куда он прибыл прямо из Финляндии с очередной наградой в руках.

        

 

  Богатое убранство двух сарабанд Г.Ф. Генделя с помпезным декором из ажурных мелизмов соседствовало с мятежными модернистскими исканиями У. Уолтона, воспевающего в своих багателях всю изменчивость и непостоянство объективной реальности, сковавшей сознание современного художника. Тихую, как утренний туман, варламовскую лирику романса «На заре ты ее не буди» оттеняла огненная экспрессия сюиты В. Асенсио «Сокровенная коллекция», построенной на резких эмоциональных перепадах в виде некой модели духовного мира человека. Заостренная ритмическая диаграмма Дагестанского концерта для гитары с оркестром В. Харисова сменялась буффонной калейдоскопичностью Россинианы №5 М. Джулиани, искрящей комическими портретами никогда не унывающего Фигаро, романтичного Альмавивы, кокетливой Розины и других оперных персонажей Дж. Россини, проносящихся одной головокружительной круговертью. Интимный полумрак и журчащее, тремолирующее текучими гитарными переборами пианиссимо первого отделения, отыгранного гостем сольно и похожего на музыкальный моноспектакль, контрастировали с роскошным тутти и тембровым многообразием второго, где в концертное действо включился Камерный оркестр Чувашии под руководством маэстро Сергея Григорьева.

 

  Такой жанрово-стилевой разброс обязывает не только к свободному владению инструментом со всем прилагающимся комплектом техник и приемов, от традиционного арпеджио до струящегося, вносящего свежую акустическую краску слайда, но и к внушительному объему почти музыковедческих знаний. Начиная с требующих нешуточного кругозора вопросов относительно национальных композиторских школ и исторических эпох с их эстетиками и мировоззренческими концепциями и заканчивая спецификой формообразования и звукоизвлечения. Какого же было удивление зрителей, когда перед исполнением следующего опуса гитарист наклонился к микрофону и принялся вдохновенно рассказывать о замысле каждой части, о продолжительности с точностью до минуты, о творческой судьбе автора и о его вкладе в развитие гитарного искусства. И такой подход, предполагающий движение от целого к частному, от осмысления самой природы музыкальной вещи к непосредственному воспроизведению партии, особенно ценен, поскольку являет нам солиста иного качества, совмещающего в себе сразу два сущностных начала – инструменталиста и теоретика. Подчиняющего себе не только ноты, динамику, штрихи, но и слова, сведения, факты, подкупающего разносторонностью, эрудицией и искренней увлеченностью процессом.

              

  Быть может, потому даже такое довольно абстрактное сочинение, как Элегический концерт для гитары с оркестром Л. Брауэра, интригующий условностью мелодических отрезков и ладово-функциональной зыбкостью гармонического плана, приземляясь на струны его инструмента, начинает звучать содержательно и правдиво, обретая новую образность и суть. Не говоря уже о программной музыке, где лица, фигуры и сюжеты напрашиваются сами собой, а каждый такт сравним с абзацем повести или романа. Достаточно обратиться к циклу пьес «Серенады единорога» Е. Раутаваары, где степень достоверности так высока, что аудиокартинка буквально визуализируется на наших глазах. Собранная из обертонов, рассредоточенных по периметру грифа, призвуков, наводняющих вместительный деревянный кузов, и фантастических шумовых эффектов, создающих ощущение нереальности происходящего, она напомнила иллюстрацию из древней книги легенд и мифов... Беззаботны и веселы нимфы и кентавры, устроившие на скрытой от человеческих глаз лесной поляне свои полуночные игрища, разрывая тишину перебивчивыми ритмами шаловливых танцев, рассыпающихся пылью бессвязных мотивов, и скрежетом копыт о лунное серебро. Только единорог хранит целомудрие и покой, не поддаваясь соблазну быть вовлеченным в этот колдовской хоровод. Он берет гитару и начинает петь серенады, льющиеся подобно небесной благодати. Вселенная очищается...

                                                                                                     Мария Митина

Просмотров: 39 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]