Старые гусли на новый лад

         25
марта 2010 года на сцене Чувашской государственной филармонии состоится
премьера нового проекта «Авалхи сас». Этот замысел, призванный
возродить старинные чувашские народные инструменты, уже привлек к себе
внимание общественности и прессы. Создателям проекта удалось получить
грант Президента Чувашской Республики на постановку в размере 2 млн.
рублей. Вот что пишет о новом проекте корреспондент газеты «Чебоксарские
новости» Наталия Титова:

 

Создатели
мюзикла «Нарспи», с аншлагом идущего в Чувашской филармонии, готовят
новый оригинальный проект – музыкально-театрализованное действо «Авалхи
сас». Главную «партию» в шоу сыграют чувашские гусли, скрипки, волынка
(пузырь), барабаны и другие национальные инструменты, сделанные по
лекалам с их древних оригиналов.

Проект
не имеет ничего общего с приевшимися зрителю лубочными ансамблями
народных инструментов и хороводами девушек в тухьях и монистах.


Это будет современная фантазия о жизни древних чуваш, — подчеркивает
автор проекта и художественный руководитель филармонии Валентина
Салихова.

Музыка
тоже «новорожденная». Композитор Николай Казаков взял из «седой
старины» лишь «генетические» аккорды чуваш. Идею создать национальную
программу в столь необычном ракурсе композитор и директор этого
культурного учреждения вынашивал много лет. Творческий полет мысли
сформировался в реальный проект с конкретной бухгалтерской сметой лишь
недавно. И сразу получил грант Президента Чувашии – 2 млн. рублей. Почти
половина этих средств пошла на приобретение музыкальных инструментов.


Первоначально я планировал, что вся музыка будет исполняться
исключительно на подлинных чувашских домрах, пузырях, жалейках и
свистульках. Но, заявляя о проекте, и не подозревал, как сложно будет
найти вековые раритеты, — признается Николай Нилович. Во-первых, многие
инструменты из музейных экспозиций на поверку оказались первоклассной…
бутафорией – звуков не издавали. Во-вторых, розыски в сельской глубинке
среди музыкантов-любителей и умельцев тоже почти ничего не дали.
Музыкальные инструменты той эпохи, увы, утрачены. Да и древние секреты
их изготовления практически забыты. А те крохи, которые Казакову удалось
«раскопать», оказались непригодными по «техническим» причинам.


Старые инструменты звуки издают слабые. Слишком слабые для большой
сцены. Да и рассчитаны они на несколько простейших аккордов, сыграть
современную музыку на них порой физически невозможно, — говорит Казаков.
В правдивости своего неутешительного открытия композитор убедился на
одном из музыкальных конкурсов волынщиков в Йошкар-Оле.


Победитель конкурса играл всего две минуты. Эти минуты выкачали из него
все силы. Играть на старинной волынке очень сложно. Во влажном
помещении она вообще может закапризничать и не издать ни звука. То же
самое происходит с камышовой флейтой. Большой концерт на них не
сыграешь. Я понял, что для моего проекта «подлинная старина» не
подойдет,  необходимы точные копии древних
чувашских инструментов, но сделанные из современных материалов и по
новейшим технологиям, — рассказывает о своих поисках Николай Нилович.

Однако
найти в Чувашии мастеров, которые смогли бы справиться с этой непростой
задачей, оказалось не так-то просто. По словам Казакова, таковых в
республике человек пять. Но договориться с ними, увы, не удалось. Одни
ремесленники ушли на покой, других не устроила цена вопроса. К примеру,
один из чебоксарских мастеров запросил за сделанную им домру 500 тысяч
рублей. Были и такие, кто искренне считал, что еще не создал свое лучшее
творение.

— В Вурнарах есть мастер Владимир Михайлов. Делает из пузыря – шăпăр,
— приводит пример Казаков. – Недавно приезжал, признался, что
инструмент получается «не тот». Говорит, что натуральный материал –
бычий пузырь, который он взял на мясокомбинате для работы, с «изъяном».
Мол, виной тому электрический разряд, которым забивают скот.

Решить
чувашский музыкальный вопрос авторам проекта «Авалхи сас» помогли в
Москве, в Российской академии музыки имени Гнесиных. Столичные
специалисты окончательно убедили, что затея с подлинниками едва ли
осуществима, тем более со столь ограниченным бюджетом. И посоветовали
обратиться в российский союз мастеров, чьи золотые руки создали
инструменты для многих национальных коллективов страны. Взялись они и за
чувашский заказ. На днях в Чебоксары поступит очередная партия
инструментов. Внешне они – точная копия древних аналогов, но «сшиты» на
новый лад.


В старину струны на гуслях чуваши делали из жил. На наших будут из
металлического сплава. Из-за этого мастерам пришлось поменять всю
технологию- иначе юы дерево под натяжением металла согнулось, — поясняет
Казаков.

Пришлось
москвичам переделать и чувашскую скрипку характерной прямоугольной
формы: на рисунках этнографов она изображена так, что музыкант, играя на
одной струне, волей-неволей задевая бы вторую.

Впрочем,
кое-что создатели проекта позаимствовали у ансамбля «Сявал»: барабаны,
жалейку и свистульки. Вместе с музыкантами. В шоу будут также
задействованы скрипачки из камерного оркестра и другие творческие
коллективы филармонии.

Словом,
публику ожидает уникальный музыкальный эксперимент. И весьма зрелищный.
Фантазией Валентины Салиховой на сцене смешаются древние легенды чуваш,
современная пластика и элементы карнавала.


В шоу будут большие яркие маски – семь языческих богов зла, —
приоткрыла одну из сюжетных интриг Салихова. – Делают их молодые
художницы чебоксарского «Театра моды».

Другие детали своего проекта авторы пока хранят в секрете. Премьера шоу ожидается в марте будущего года.

Оставьте комментарий