«Стань музыкою, слово…»

 

Удивительно задушевный и доверительный разговор, поводом к которому послужило празднование международного Дня родного языка, случился в минувшее воскресенье 21 февраля между Камерным оркестром и его слушателями.

Музыканты во главе с дирижером Сергеем Григорьевым для общения выбрали два понятных всем языка- музыки и живописи.

Так, когда зазвучала величавая русская песня ,,Четыре ветра'' из ,,Сюиты на темы народов Поволжья'' Александра Ключарева- на большом экране возникла картина И. Левитана ,,Над вечным покоем''. Вторая же часть Сюиты- игривая и грациозная ,,Чувашская хороводная'', в которой слушатели тотчас же узнали мелодию национального чувашского гимна, сопровождалась показом картины Праски Витти ,,Хоровод предков''. Забегая вперед, надо сказать, что на редкость удачно и с большим вкусом подобранное изобразительное сопровождение усиливало художественное впечатление от музыки и вызывало горячее одобрение публики на протяжении всего концерта.

Молодой солист Чувашского оперного театра, лауреат международного конкурса Иван Николаев порадовал неподдельностью чувств и красивым, свободно льющимся голосом в Ариозо Атнера из первой чувашской национальной оперы ,,Шивармань'' Федора Васильева.

Хороша была и дипломант международного конкурса, солистка филармонии Динара Юнисова в наполненной обаянием молодости песне Григория Хирбю,,Ах,пелесче''(,, Ах, если б знать'')- ее звонкое сопрано звучало, как легкий ветерок, колышащий кисейную занавеску в открытом окне девичьей светелки… Удался Динаре и романс Г.Хирбю ,,Укалча уменче'' (,,У околицы''), уже давно признанный символом мягкости, мудрости и душевной красоты чувашской женщины.

Блистательным исполнением Камерной Симфонии патриарха чувашской музыки Виктора Ходяшева Камерный оркестр предоставил редкую,увы, в наши дни- но тем более ценную возможность насладиться чувашской почвенностью и национальным колоритом в академической музыке. Оркестр снова был на высоте -слушатели оценили отточенность штрихов в игривом и озорном Скерцо, упоительную кантилену Анданте… А как непринужденно, легко и азартно были преодолены подводные камни прихотливых переменных ритмов в неудержимом праздничном Финале!
Если бы кто-то задался целью найти музыкальное воплощение чувашской национальной идеи, то, пожалуй, лучшего варианта, чем ,,Такмак деревни Большое Буяново'' даже не стоило бы искать. Автор этой блестящей концертной миниатюры- выдающийся мастер чувашской музыки Александр Васильев(кстати, именно у него учился композиции нынешний директор Филармонии Н.НКазаков). Калейдоскоп стремительных и задумчивых, шутливых и величавых, певучих и зажигательных плясовых мелодий в мастерском исполнении оркестра закружил, увлек зал и заставил его взорваться бурными аплодисментами!
Увенчала концерт старинная чувашская рекрутская песня,,Уй варринче''( ,,Посреди поля'') — подлинная жемчужина, соединившая сокровища народной поэзии и музыки. Её исполнил солист театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов, обладатель национальной театральной премии,, Узорчатый занавес'' Константин Москалев. Зал замер, услышав голос певца -негромкий, раздумчивый, но исполненный такой спокойной мужественной силы, глубокой мудрости и печали, что невольно сжималось сердце…

В концертную программу очень органично включился еще один — торжественный и приятный элемент. Заместитель председателя комитета ,,Чувашская женщина'' Чувашского национального конгресса, заслуженный работник образования Чувашии Нина Ивановна Димитриева вручила дирижеру и художественному руководителю Камерного оркестра Сергею Григорьеву Почетную грамоту Чувашского национального конгресса, а председатель Чебоксарского городского совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов подполковник Николай Матвеевич Матвеев вручил Почетную грамоту своей организации Камерному оркестру. Особенно ценно, что эта награда- живой отклик ветеранов на впечатления, полученные ими на концерте оркестра, посвященном 70 летию Великой Победы.

 

Оставьте комментарий