С чего начинается родина

С чего начинается родина? Этот вопрос, заданный всем людям нашей огромной страны в одной доброй советской песне, по сей день остается открытым для любого, в ком бьется русское сердце. Для кого-то родина – ароматный хлеб, испеченный бабушкой в деревенской печке и поданный к столу еще горячим, для кого-то – бескрайние поля, простирающиеся от земли до неба, для кого-то – дорога домой, знакомая до мельчайшего кустика или травинки. У всех она своя, неповторимая, единственная, отзывающаяся в душе эхом материнской заботы и оберегающая в самые трудные моменты жизненного пути… Если творчество становится поводом для размышлений подобного рода, заставляя задуматься о том, что ценнее всего на свете, значит, это творчество с большой буквы. Но, главное, сегодня каждый из сидящих в зале абсолютно точно ответил себе на вопрос, с чего же начинается его родина. С таких вот образцов национального вокально-хореографического искусства, которые мы услышали и увидели 2 марта на концерте одного из самых оригинальных коллективов Чувашской государственной филармонии.

Наши постоянные зрители знают, что фольклорно-эстрадный ансамбль «Сявал» – это сплоченная и одержимая творчеством команда, где все могут всё, и нынешняя встреча не стала исключением. Заслуженная артистка Чувашии Лилия Прокопьева, руководитель коллектива и бессменная ведущая его программ, читала стихи и юмористические монологи, соблюдая все тонкости разговорного жанра. Заслуженная артистка Чувашии Любовь Ильина, Ольга Ендерова и Наталья Васильева то выходили на сцену по отдельности, демонстрируя виртуозное владение техникой народного пения в сольных композициях, то объединяли силы в голосистом женском трио. Мужская половина вокальной группы в лице Александра Ильина, Станислава Саванина и Михаила Матвеева запросто играли на гитаре, бубне и блокфлейте. Инструменталисты Александр Иванов (баян), Иван Степанов (балалайка), Михаил Николаев (домра), заслуженный работник культуры Чувашии Андрей Семилетов (бас-гитара) и Александр Жуковский (ударные) водили хороводы, а неподражаемая танцевальная пара в составе заслуженной артистки Чувашии Марии Нурлыевой и Владимира Кудакова, в финале взявшего в руки барабан, с воодушевлением подпевала солистам.

Берущие за душу выразительностью мелодики и цветастостью гармонического плана песни «Хура вăрман» и «Тарăн-тарăн ҫырмара», «Ах, савни» и «Чупкала-чупкала», «Савни, савниҫӗм» и «Чӗн йӗвен» сплелись в нарядный музыкальный венок, пестрящий изысками пентатонического звукоряда и своеобразием инструментария. Торжественным прологом и величественным эпилогом грянули фрагменты из театрализованного представления «Авалхи сас» и колоритная вокально-хореографическая сюита «Сказание о Шупашкаре», проникнутые духом старинных легенд и поверий. Вечер заметно украсили русские народные, казачьи и эстрадные песни «Любо мне, когда Дон разливается», «Эх, гармошечка, играй», «Субботея», «Мокнут розы», «За тихой рекой», «Роза», «Полюшко», «Ты прости меня, родная» и «8 Марта», прозвучавшие гимном всей необъятной России, сплотившей под своим крылом столько не похожих друг на друга народностей. Некоторые из них были исполнены совместно с солистом филармонии Юрием Катковым, чей бархатный баритон, напоминающий по тембру голос Муслима Магомаева, придавал программе особый лоск.

За спиной у ансамбля – множество гастрольных туров и выступлений в различных городах и районах республики, страны и зарубежья, в том числе и правительственного уровня, и, казалось бы, чем еще можно удивить зрителя? Однако для поистине больших артистов не существует границ творчества. Доказательством того стала новая площадка, освоенная с завидной степенью мастерства и художественного чутья, так что ни один ее уголок не остался не задействованным, от авансцены до боковых карманов. Еще ни разу «Сявал» не давал концерты в Государственном русском драматическом театре, и столь неожиданная как для публики, так и для самих исполнителей локация позволила нам по-новому взглянуть на их творчество. Несмотря на то, что эта сцена не отличается крупными размерами и априори не предназначена для масштабных представлений, коллектив очень удачно вписался в ее габариты, которые еще ярче подчеркнули его полнозвучность, размах, мощь, достигнутые во многом благодаря танцевальной компании «Nota «G», блеснувшей как в сольных номерах, так и на подтанцовке.

Артисты приготовили для чебоксарцев настоящее этношоу, полное драматизма, символики и красочных штрихов. Филигранная техника в сочетании с эмоциональной насыщенностью и смысловой глубиной сотворили истинное чудо. Живописные зарисовки пейзажей и народного быта контрастировали с монументальными полотнами древних преданий и картинами языческих обрядов. Изящные изломы затейливого орнамента перекликались с движениями гибких рук, роскошные монисты, поблескивающие на груди серебром монет, вздрагивали от бойких ритмов пляски ташă, заводные молодежные игрища вăйă сменялись разудалыми куплетами частушки-такмака. Здесь было все: и великое древо жизни, буквально выросшее на сцене в начале программы как главный символ республики, дарующий жителям процветание и благополучие, и витиеватые узоры чувашской вышивки, наносимые на ткань терпеливой рукой мастерицы-искусницы и признанные подлинным достоянием нашего края, и праздничные хороводы, пленяющие плавностью линий и размеренностью шага. Зрители словно пролистывали ярко иллюстрированный экскурсионный буклет, на страницах которого видели все, чем славится любимая Чувашия с ее обычаями, традициями и музыкальным наследием, вспомнить о которых особенно важно сейчас, в год празднования столетия Чувашской автономии. Наверное, неслучайно в переводе с чувашского языка слово «Сявал» означает «Цивиль»: так называется одна из самых длинных и быстроходных рек республики, объявшая своими водами ее овражистые земли и вобравшая в себя лучшее, что есть в нашей самобытной культуре.

Мария МИТИНА